Долгое время страховщики легкомысленно снижали тарифные ставки в сегменте торговых и офисных центров, считая риск минимальным. Демпинг начал сворачиваться сразу же после первых крупных и резонансных пожаров, в частности, в ТЦ в Сургуте, затем в Казани, в известном гипермаркете во Владимире, где «Ингосстрах», кстати, выплатил возмещение, превысившее полмиллиарда рублей. Далее, ТЦ «РИО», после этого, памятная всем по телерепортажам «Синдика» и, из недавнего, питерская «Лента».
Статистика «Ингосстраха» говорит о том, что страховые случаи с торговыми центрами в России происходят практически ежедневно. Чаще всего случаются протечки и заливы (54%), пожары и возгорания (23%), причинение вреда жизни и здоровью (15%), ущерб, нанесенный в зоне парковки (8%), однако наиболее крупные убытки – это именно пожары. Около 45% страховых событий происходят в результате действий или бездействий собственников, 35% – арендаторов, 20% – по вине управляющих компаний. Общая сумма заявленных убытков такого рода в «Ингосстрахе» с начала 2018 года составила примерно 530,5 млн рублей.
Несмотря на целый ряд резонансных событий, проникновение страхования в этом сегменте по-прежнему не превышает 30%. Существующее законодательство не стимулирует рост проникновения и не способствует появлению действенных механизмов страховой защиты посетителей торговых центров, арендаторов и собственников.
По печальному опыту ЧП в торговых центрах ясно, что клиенту не стоит экономить на страховании, нужно включать в покрытие максимум рисков и выбирать надежного страховщика. Помимо страхования имущества, в покрытие может включаться потеря арендной платы вследствие страхового случая, ответственность арендаторов перед третьими лицами.
На мой взгляд, учитывая ситуацию и имеющуюся статистику ЧП в торговых центрах, государственным органам следует серьезно задуматься о внедрении единой федеральной системы противопожарного страхования коммерческой недвижимости. Такие предложения уже озвучивались ранее представителями МЧС.