Рассказываем, что мотивирует водителей быть более внимательными на дорогах и как на это влияет система ОСАГО
Долгое время считалось, что у нас в стране две беды — дороги и лихие водители. За последние годы качество дорожной инфраструктуры сильно увеличилось: появились новые трассы, платные магистрали, удобные парковки и системы навигации. Однако уровень культуры автовождения такими темпами не рос. Многие автолюбители продолжали создавать опасные ситуации, превышать скорость и вести себя неадекватно по отношению к другим участникам дорожного движения. Решить эту проблему в одно действие, конечно же, невозможно. Однако законодатели (и не только они) предприняли ряд стратегических шагов, которые уже начинают давать положительный эффект. Что заставило водителей стать аккуратнее на дорогах? Выясняем с помощью экспертов «Ингосстраха».
Поведение российских водителей на дорогах изменилось за прошедший год. Об этом свидетельствуют результаты исследования «Ингосстраха» и Аналитического центра НАФИ. Об улучшениях говорят сами автомобилисты: 84% опрошенных замечают, что стали водить аккуратнее. Причем 90% из этого числа — автолюбители со стажем от 3 до 5 лет. 88% водителей всегда в курсе последних новостных сводок об автомобилях, их ремонте и обслуживании. Интересно, что мужчины и женщины одинаково бдительны и прилежны за рулем (83% и 85% соответственно).
Интересно, как данные распределилось в вопросе мотивации. Почти половина респондентов (49%) поменяли стиль вождения, потому что чувствуют ответственность перед пассажирами. На решение 42% людей повлияла ситуация на дорогах в целом. Многие отметили, что ощущают ответственность перед другими участниками дорожного движения: 41% перед водителями, 40% — перед пешеходами. Есть и те, кого пугает возможность попасть в ДТП (26%).
Финансовая сторона вопроса также сыграла роль в положительных переменах. Почти 40% автовладельцев не хотят сталкиваться с лишними тратами на ремонт авто после аварии или попасть в ситуацию утраты авто (при его полной гибели в ДТП). Некоторые беспокоятся, что в случае повреждения машины не найдут средств на ее восстановление. Это дисциплинирует водителей и мотивирует их быть аккуратными на дороге.
Российские водители из числа опрошенных стали не только более внимательными. Многие начали уверенней управлять авто, особенно это отмечают женщины. Так, 48% из них говорят, что стало проще водить в городе. 39% мужчин тоже отмечают рост уверенности на городских дорогах с плотным трафиком. Водителям стало легче и на трассах за городом: 38% женщин и 27% мужчин поделились этим фактом в рамках опроса. Дискомфорт в пробках стали переживать проще 36% женщин и 25% мужчин. Внимательнее относиться к скоростному режиму стали 32% автолюбителей. А четверть респондентов теперь меньше отвлекаются на посторонние дела в дороге (разговоры по телефону, поиск предметов, просмотр смартфона и т. д.).
Аккуратная езда с соблюдением скоростного режима и ПДД в целом — залог безопасности на дороге. Такое поведение снижает вероятность ДТП и делает езду более приятной и комфортной для всех участников. Чем больше на дороге будет бдительных и ответственных водителей, тем лучше будет всем. Это неоспоримый факт, согласитесь!
Еще одна мотивация — выгода. 17% опрошенных не хочет столкнуться с подорожанием ОСАГО после аварии. Такой мотив поддерживается и государственной системой ОСАГО, разработчики которой обновили минимальные и максимальные значения коэффициента «бонус-малус». Сейчас самый низкий КБМ равен 0,46 (ранее был 0,5), а самый высокий — 3,92 (вместо 2,45). Благодаря такой системе аккуратные и безаварийные водители получают дополнительную выгоду в ОСАГО, поскольку размер их скидки относительно базового тарифа составляет 54% (ранее максимум составлял 50%). А вот неаккуратные автовладельцы, которые часто становятся виновниками ДТП, будут вынуждены платить больше. Максимальная надбавка для таких клиентов ОСАГО составляет 292% (против 145% ранее). Таким образом за небезопасную езду приходится платить в буквальном смысле, ведь наличие полиса ОСАГО обязательно для всех водителей на дорогах.
Новичкам, которые впервые приобретают страховку, присваивается также достаточно высокий коэффициент «бонус-малус» 1,17. Однако, каждый год безаварийной езды снижает этот показатель и делает ОСАГО дешевле. Кстати, если неопытные или аварийные водители вписаны в ОСАГО как лица, допущенные к управлению, то для самого страхователя полис тоже будет стоить дороже (даже если у него самого большой стаж и КБМ минимальный). Так что если вы хотите максимально сэкономить на ОСАГО в рамках правил, стоит также проанализировать «качество» водителей, вписанных в страховку. Сделать это можно прямо в калькуляторе ОСАГО. Сравните стоимость полиса с разным списком допущенных к управлению водителей и примите взвешенное решение.