Рассказываем, какие законодательные изменения ждут автомобилистов и других участников дорожного движения этой весной
Правила дорожного движения в советские времена рекомендовалось учить наизусть как таблицу умножения. Сегодня времена изменились, но необходимость знания ПДД остается актуальной. Причем, не только для водителей, но и для пешеходов, велосипедистов, роллеров и т. д. В конце марта – начале апреля 2023 года начинает действовать целый ряд поправок ПДД и другие законы, регулирующие ситуацию на дорогах и статусы водителей. Вместе с аналитиками «Ингосстраха» мы собрали самые интересные новации нормативно-правовой базы.
Тренд последних лет — передвижение на электросамокатах, гироскутерах и сигвеях. Все начиналось как развлечение для подростков, а переросло в целый раздел ПДД. Год назад колесные «гаджеты» уже получили официальное название — средства индивидуальной мобильности (СИМ). Согласно новым правилам, уже с начала марта 2023 года их пользователи не имеют права сильно разгоняться — максимальная скорость передвижения составляет 25 км/ч. На проезжую часть можно выехать, если скоростное ограничение трассы лимитировано 60 км/ч, и если водителю уже есть 14 лет. Движение СИМов также будут регулировать специальные знаки, которые установят в определенных зонах. Пешеходов порадует тот факт, что теперь у них будет приоритет: водитель самоката или гироскутера должен уступить им дорогу. А вот правило перехода проезжей части по «зебре» остается для всех единым: водителю СИМа необходимо спешится (как велосипедисту).
Электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности появились довольно давно (около 7 лет назад). Почему же в ПДД они попали только сейчас? Все дело в негативной статистике, в том числе и страховой. Появление шеринговых самокатов и массовое использование такого вида передвижения в крупных городах породило волну ЧП. Пользователи СИМ развивали большую скорость, практиковали хаотичный и агрессивный стиль вождения, нередко травмировали пешеходов, других «двухколесных» участников дорожного движения. Досталось и автомобилистам: на счету страховщиков тысячи случаев повреждения кузовных деталей авто (бамперов, дверей, крыльев) из-за нерасторопных водителей СИМов, которые врезались в припаркованные или стоящие на светофоре машины. Чтобы восстановить справедливость и призвать водителей электросамокатов к ответственности, в законодательство были внесены поправки. И, надо полагать, что их количество с каждым годом будет только увеличиваться.
Владельцы электромобилей получат еще больше привилегий. К бесплатным зарядкам добавится возможность проезжать по платным участкам федеральных трасс, не внося никакой оплаты. Такая возможность будет предусмотрена до конца 2023 года в рамках эксперимента, проводимого Министерством экономики РФ совместно с дорожным оператором «Автодор». Всего для бесплатного проезда электромобилей открыты 6 платных трасс:
А вот для всех остальных автомобилистов тарифы увеличились. За возможность передвижения по платным трассам (или платным участкам дорог) придется заплатить больше. Например, проезд по реконструированным магистралям подорожает на 2 рубля (в расчете за 1 км пути), по новым — на 5 рублей, по мостам — на 8 рублей. При этом тарифы для федеральных трасс тоже подросли. С февраля 2023 года пользование трассой М-4 «Дон» стало дороже почти на 20%, рост тарифа для тассы М11 «Нева» превысил 11%. «Автодор» напоминает водителям о возможности сэкономить до 15% за счет использования транспондера, а также о существовании более дешевых «ночных» тарифов.
Изменения коснулись даже разметки и знаков. Водителям теперь запрещено останавливаться на направляющих островках и островках безопасности. Ожидается, что данная мера поможет улучшить видимость на дороге. Зоны платной и бесплатной парковки теперь будут размечать иначе. В первом случае планируется использовать синий цвет краски, во втором — белый. В новые правила добавят 2 знака: обозначающий зарядку для электромобилей и информирующий о запрете движения автобусов. Корректировка ждет знаки, обозначающие место парковки для инвалидов и зоны платного паркинга, — они приобретут более узнаваемый вид.
Автоматизированная информационная система (АИС) «Страхование» объединит в себе несколько баз данных по разным видам страхования, которые раньше функционировали автономно и усложняли процесс получения полной информации по конкретному объекту или гражданину. Теперь эта проблема будет решена! О достоверности данных и их защите от мошенников позаботится Центробанк РФ.
Интеграция системы с государственными ресурсами (типа Госуслуг) ускорит старт процедуры фото– и видеопроверки полисов ОСАГО у водителей на дорогах. Это давняя инициатива, которую планируется реализовать уже весной 2024 года.
А уже с 1 апреля этого года будут в ходу новые коэффициенты «бонус-малус», от которых напрямую зависит стоимость полисов ОСАГО. Цена «автогражданки» возрастет, однако текущая сегментация автовладельцев сохранится: безаварийные водители будут платить за страховку меньше (максимальная скидка — 54%), а те, кто часто попадает в ДТП, получат самый дорогой тариф. Напомним, что с 2019 года РСА пересчитывает КБМ для всех водителей 1 раз в год, с 1 апреля, и это не шутка. Хотите узнать, сколько стоит обязательная страховка для вашего авто? Рассчитать стоимость полиса и оформить его можно на сайте или в мобильном приложении IngoMobile.
Вам может быть интересно: