Как инвестировать в искусство, не имея миллионов
Чем уникальнее предмет – тем большую ценность он представляет, и тем выше его инвестиционный потенциал.
Вложение денег в антиквариат и коллекционные предметы в перспективе может принести неплохой доход. Однако многие считают, что для этого нужны солидные средства. Какое направление на арт-рынке выбрать, если ты обычный человек с небольшими сбережениями? И как вести себя новичку? Советами поделился глава УК "Ингосстрах-Инвестиции" Фарид Юнусов.
В какие предметы искусства инвестировать проще всего?
По отношению к рынку произведений искусства я не стал бы использовать слово "проще". Каждое направление искусства или коллекционирования имеет свои особенности. Если говорить о наиболее развитом рынке, то это, в первую очередь, живопись. А также отдельные направления декоративно-прикладного искусства: старинные ювелирные украшения, серебро, фарфор. Также довольно стабильно развивается нумизматика. В основном, коллекционирование редких золотых и серебряных монет.
Однако, чем уже и специфичнее рынок, тем меньше ликвидность предмета, то есть его труднее будет продать. С другой стороны, если вы правильно угадаете с направлением или с самим предметом коллекции, то можно хорошо заработать. Ведь чем уникальнее предмет – тем большую ценность он представляет для коллекционеров, и тем выше его инвестиционный потенциал.
Есть стойкое убеждение, что всякие вложения в антиквариат – прерогатива только очень богатых людей. А что могут позволить себе те, кто не имеет десятков тысяч долларов?
Рекомендую им обратить внимание на фарфор, особенно дореволюционный. Чайная пара какого-нибудь частного российского завода, например, Кузнецова или Гарднера, стоит даже по нынешним временам относительно недорого. Кроме того, фарфор обладает вполне приемлемой ликвидностью: коллекционеров фарфора много и, при желании, продать предмет несложно.
Допустим, я решил коллекционировать фарфор. Но я ведь не представляю, что мне покупать. Как разобраться новичку во всем многообразии экземпляров?
В качестве путеводителя и учебника на первых порах могу посоветовать издание "Частные фарфоровые заводы Российской Империи". Вообще, старайтесь больше читать литературы на интересующие темы. Интернет, разумеется, тоже изобилует источниками информации. Однако к ним нужно относиться очень осторожно. Сетевых ресурсов достаточно для того, чтобы получить самое общее представление о предмете. Но как только вы идете вглубь вопроса, компетентность интернета в отношении предметов искусства и антиквариата вызывает большие сомнения.
Предметы чайного сервиза с орнаментом в псевдорусском стиле. Экспортная серия (изготовлена для продажи в США), 1890-1910 годы.
Можно ли вообще доверять себе и собирать коллекцию самостоятельно?
Чтобы не потерять деньги и не набить свой дом никому не нужным хламом – есть только два пути. Первый, наименее трудозатратный – довериться профессиональным специалистам. Есть искусствоведы, артдилеры, инвестиционные эксперты. Их работа – разбираться в самых тонких деталях тех предметов, в которые вы решили вложить деньги. Второй путь - постараться самому стать экспертом. Максимально тщательно изучить ту область искусства, которая вам нравится, чтобы стать настоящим специалистом и собирать коллекцию на свой вкус. Поломав на своем пути немало копий, со временем вы почувствуете настоящий азарт охотника, заполучившего то или иное давно желанное редкое произведение.
Кстати говоря, этот путь несет в себе одну не очевидную на первый взгляд опасность. Вы можете влюбиться в те предметы, которые собираете. Эта страсть способна превратить инвестора в увлеченного коллекционера, когда расставаться с предметами очень тяжело.
Чайный сервиз с ручной росписью в восточном стиле. Ранний период, 1835-1850е годы.
Вы ведь сами увлеченный коллекционер фарфора. Почему выбрали именно "Корниловский"?
Завод Корниловых был открыт в 1835 году и успешно работал, производя прекрасные образцы фарфорового искусства вплоть до самой Октябрьской революции. Он застал практически все стилистические течения рубежа 19-20 века. При этом русские фарфоровые предметы изначально были ориентированы на копирование того, что делали признанные лидеры рынка того времени - Мейсен, Севр. А к концу 19-го - началу 20-го века ситуация кардинально меняется. Мастерами Корниловской мануфактуры создается неповторимый псевдорусский стиль. И он оказался востребован у взыскательного европейского и американского покупателя.
Декоративная тарелка с печатным рисунком по эскизам Николая Каразина и орнаментальным узором по иллюстрациям Ивана Бибилина к русским народным сказкам. Экспортная серия (изготовлена для продажи в США), 1890-1910 годы.
А с точки зрения инвестиций – это выгодно? Можно начать собирать корниловский фарфор ради сохранения сбережений?
Корниловского фарфора на рынке сравнительно мало и уникальность предметов придает дополнительную ценность. Кроме того, его высокая художественная ценность признавалась современниками на протяжении всей его истории, неоднократно удостаиваясь наград на престижных российских и зарубежных выставках и ярмарках. По художественной ценности фарфор Корниловых (пожалуй, наравне только с фарфором Поповского завода) всегда занимал твердое второе место после Императорского фарфорового завода. А по технологическому совершенству продукции - обгонял даже "императора".
Декоративная тарелка с печатным рисунком по иллюстрациям Ивана Бибилина к русским народным сказкам. Экспортная серия (изготовлена для продажи в США), 1890-1910 годы.
А где начинающему инвестору покупать фарфор? Где искать редкие экземпляры?
Источники пополнения фарфоровой коллекции могут быть самые разные. Например, антикварные магазины, салоны, специализированные аукционы, тематические интернет-ресурсы. Кроме того, в середине октября в Москве откроется очередной 41-й международный антикварный салон. Его проводят два раза в год. Даже если вы не планируете ничего приобретать, можно просто погулять по представленным экспозициям. Удовольствие от посещения иногда даже больше, чем в музее: практически все можно трогать руками, а антиквары могут рассказать о своих сокровищах подчас намного больше музейных работников.
Декоративные ковши в русском стиле со стилизованными гербами Российской империи. 1885-1900 годы.
Декоративное блюдо. Поздний период работы мануфактуры, 1900-1917 годы.
5 ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛА ИНВЕСТОРА
1. Покупайте работы, которые нравятся лично вам, вне зависимости от мнения специалистов и прочих советчиков. Мир искусства крайне субъективен и то, то сегодня не представляет ни малейшей ценности - завтра может стоит миллионы.
2. У вашей коллекции должна быть яркая и понятная идея. Это может быть определенное имя автора, период в истории искусства, жанр, национальность или особенная тема.
3. Важно действовать без спешки. Не стоит сразу скупать все подряд и превращать свое собрание в склад. Потратить деньги и приобрести предмет всегда проще, чем его потом продать, тем более с выгодой.
4. Определите лимит суммы, которую вы готовы потратить на предметы для вашей коллекции за полгода или год. И не выходите за ее пределы. Помните, что никогда не стоит скупать антиквариат на последние деньги.
5. Не покупайте, если есть хоть малейшее сомнение в подлинности работы. Как вариант – можно показать экземпляр специалисту и провести экспертную оценку.