Генеральный директор «Ингосстраха» Михаил Волков — о том, кто выживет на страховом рынке, есть ли в страховании растущие сегменты и как можно удешевить свою страховку
Страховой рынок переживает серьезные изменения. Кризис ускорил уход с этого поля мелких компаний, а переход в 2016 году на учет по МСФО может подстегнуть дальнейшее сокращение числа игроков. Крупные страховщики планируют упрочить свое положение, но уже сегодня они столкнулись с серьезными проблемами: добровольное страхование сжимается вслед за сжатием кредитования, сокращаются расходы на страхование со стороны корпоративных клиентов. Михаил Волков, генеральный директор, председатель правления «Ингосстраха» - одного из крупнейших российских страховщиков, рассказал «Эксперту», как компания планирует дальше работать на сложном и неоднородном страховом рынке.
— Мы бы хотели попросить вас охарактеризовать ситуацию на страховом рынке. Что с ним происходит? Есть ли сегменты, которые показывают рост?
— Если посмотреть на динамику развития страхового рынка за последние несколько лет, то увидим, что темпы роста бизнеса снижаются: в 2011-2012 годах рынок в среднем рос примерно на 20%, в 2013-2014 - примерно на 10%, а за первое полугодие 2015 года рост составил всего 2%. Мое личное ожидание: результаты по итогам года будут примерно такими же. За этими цифрами скрыто разнонаправленное движение разных видов страхования. Начнем с розничного страхования: как вы помните, прошлый год прошел под флагом кризиса в ОСАГО. Было внесено огромное количество поправок в законодательство об ОСАГО, были изменены тарифы и правила их применения. За счет всех этих мер страховая отрасль и вышла из кризиса ОСАГО. В прошлом году этот вид страхования занимал небольшую долю рынка, сейчас, после повышения тарифов, эта доля растет. За первое полугодие сборы по ОСАГО увеличились на 40%.
Совершенно иная ситуация в страховании КАСКО.За первое полугодие падение продаж новых автомобилей составило 35-40%, соответственно и КАСКО «проседает», потому что у нас в основном страхуют относительно новые машины – возрастом до трех лет. По итогам полугодия рынок КАСКО по премиям просел на 13%. И, видимо, этот год будет первым, в котором ОСАГО по объему превысит рынок КАСКО.
— Как в таких условиях строится работа на рынке автострахования?
— Рынок КАСКО серьезно меняется, появляются новые продукты. Если раньше драйверами роста были продукты премиум - класса, которые покрывали все виды рисков, то сейчас такие программы стали «неподъемными» для многих из наших клиентов. Зато все большим спросом пользуются продукты с франшизой, с ограниченным набором рисков, чего раньше на российском рынке практически не было. Например, по таким программам страхуется только тотальный ущерб и угон. У нас разработан своего рода «конструктор», позволяющий каждому включить в полис определенный набор рисков, а что-то исключить из покрытия, например, стекла, фары или бампер. Каждый самостоятельно оценивает те риски, которые ему нужно покрыть, и по своему бюджету подбирает некий набор модулей.
— Некоторые страховщики связывают надежды с имущественным страхованием.
— Действительно, несмотря на кризис, сегмент страхования имущества физлиц растет. Но в этот сегмент попадают и такие специфические продукты, как страхование мобильной техники, в которых «Ингосстрах» не очень активно учувствует, потому что считаем, что при тех комиссионных, которые страховщики платят за эти продукты посредникам, и при тех небольших выплатах, которые идут по эти продуктам, это уже не совсем страхование.
В целом сборы страховых компаний по имуществу юридических лиц падают. Однако по ряду узкоспециализированных нишевых видов страхования, которые так или иначе привязаны к валюте, идет рост. Это морское, авиационное страхование, отчасти страхование грузов. Причем в авиационном и морском сегментах этот рост достигает более 40%.
— Как обстоит дело в добровольном медицинском страховании?
—В отличие от розницы и корпоративного сегмента, где у нас положительные финансовые результаты в добровольном медицинском страховании ситуация сегодня несколько сложнее. Естественно, в условиях кризиса многие корпоративные клиенты стремятся сокращать бюджеты, «заморозить» расходы на ДМС и даже их урезать. При этом замечено, что в кризисные периоды люди чаще болеют и чаще обращаются в медицинские учреждения. В то же время так называемая медицинская инфляция в этом году опережает классическую инфляцию. Очень многие медицинские учреждения, которым мы платим за каждое обращение наших застрахованных, подняли тарифы на 50-60%, что, на мой взгляд, совершенно не обоснованно. У «Ингосстраха» есть своя сеть клиник «Будь здоров», где мы обслуживаем большую долю застрахованных. За счет этого мы стараемся сдерживать ценовой прессинг.
Время консолидации
— 2015 и 2016 год, как ожидается, станут временем консолидации страхового рынка.
— Мы уже видим консолидацию, особенно в рознице. Это результат того, что в кризисные периоды страхователи идут в более надежные страховые компании. Способствовали этому и действия регулятора, который занял жесткую позицию и защищает рынок от неблагонадежных страховых компаний. За первую половину года отозвано уже более 50 лицензий. Если 10 лет назад на страховом рынке было более 1200 компаний, то на начало этого года - чуть более 400, а сейчас уже порядка 360. Я считаю, что это очень правильный процесс, те требования, которые совершенно правомерно Центральный банк предъявляет к финансовой устойчивости страховщиков мелкие компании просто не в состоянии выдержать. К сожалению, как вы знаете, не все на российском рынке честно показывают свою отчетность. Активы многих компаний не отвечают требованиям надежности, по оценкам Эксперт РА, до 15-20 процентов всех активов страховых компаний на самом деле являются неликвидными, которые не должны идти в покрытие резервов.
С 1 января 2016 года мы будем переходить на новый план счетов — по сути, на полноценный МСФО учет. Даже для такой компании как «Ингосстрах» это достаточно сложная задача, которая потребует определенных затрат, хотя мы, конечно, это внедрим. Но, представьте, какие расходы в связи с переходом на новый план счетов будут у компании в 10 раз меньше нас? Для нее в этом не будет никакой экономической логики. Все-таки, размер в страховании имеет значение. Часть компаний с этим просто не справятся, и это в том числе подстегнет рынок к дальнейшей консолидации, хотя уже на сегодняшний день первая десятка страховщиков собирает порядка 80% премий.
— Вы не раз говорили о том, что страховому рынку очень сильно вредят ценовые войны.
— Большинство страховщиков понимает, что время ценовых войн подходит к концу, так как они ведут к ослаблению компаний, а это особенно опасно в условиях кризиса. Многие сейчас намного осторожней подходят к своей андеррайтинговой политике.
— Рост рынка ожидаете в 2016-17 годах?
— Главное, чтобы падения не было. На фоне того, что происходит в макроэкономике, роста не ожидаю. Мы в «Ингосстрахе» сейчас очень внимательно работаем над оптимизацией внутренних бизнес-процессов, повышением эффективности. Вне зависимости от того, каким окажется следующий год, нам очень важно быть гибкими и быстрыми.
— Планирует ли «Ингосстрах» какие-нибудь покупки в условиях консолидации?
— Мое личное мнение: на страховом рынке не имеет смысла заниматься покупкой других компаний, за исключением каких-то очень специальных случаев. Например, сейчас таким образом консолидируется рынок обязательного медицинского страхования. В классическом страховании очень сложно оценить степень риска существующих страховых компаний. Всегда, когда приходится решать— вложить деньги в собственное органическое развитие или купить кого-то извне, мы делаем выбор в сторону нашего развития.
Будущее за черными ящиками
— Делаете ли вы сейчас ставку на какой-то определенный продукт или сегмент?
— Мы всегда были федеральным страховщиком, занимающимся всеми видами страхования. Если говорить про тенденции и про нас самих, мы очень аккуратно относились к развитию бизнеса в регионах. В прошлом году в первую очередь это было связано с ОСАГО. Сейчас мы ведем себя более активно в регионах. Если же говорить о развитии бизнеса в целом, то мы очень большую ставку делаем на IT и цифровые технологии. Можно сказать, что мы стараемся опережать время, так как очень хорошо понимаем, что за этим будущее, и любой провайдер услуг, в том числе финансовых, должен становиться все более и более технологичным. Все больше и больше услуг продается через онлайн каналы, через мобильные каналы, поэтому мы инвестируем в подобные проекты очень много денег, интеллектуального потенциала и своего времени. В этом году, например, мы провели огромную работу для того, чтобы систематизировать свою IT-стратегию, изучили с помощью консультантов мирового уровня все новые технологии, которые существуют в мире, очень тщательно посмотрели на то, что сейчас применимо к российскому рынку и что в обозримом будущем возможно сделать в «Ингосстрахе». В итоге выбрали порядка 20 проектов, которые будем реализовывать в ближайшие несколько лет.
— Вы говорите об онлайн-продажах?
— Не только. Хотя, безусловно, у нас уже сейчас появился новый сайт, на котором большое количество продуктов можно купить онлайн. Например, такой распространенный продукт как страхование выезжающих за рубеж, сейчас продается больше онлайн, чем офлайн. Под эти задачи у нас были разработаны мобильные приложения Ingos Travel и IngoMobile. Несколько других находятся в стадии разработки. С их помощью можно быстро рассчитать стоимость полиса, купить его и загрузить в свой смартфон. Согласитесь, это очень удобно. Обычно, когда тебе дают бумажку, на которой написаны детали, ты ее убираешь куда-то в чемодан. А тут, если, не дай бог, что-то с кем-то из выезжающих за рубеж происходит— смартфон уже знает, где вы находитесь. Не надо искать телефон поддержки, звонок автоматически направляется в ближайший пункт. А еще наши мобильные приложения открывают много интересных возможностей – с их помощью можно внести очередные платежи по договорам страхования, приобретенным с рассрочкой, оплатить франшизу по КАСКО, отправить заявки на расчет стоимости полиса. Приложения помогут найти ближайшие офисы «Ингосстраха» на карте города или метро, а при наступлении страхового случая – предоставят пошаговый план действий. С помощью IngoMobile можно оперативно проверить статус рассмотрения страхового случая по КАСКО и ОСАГО, а также добавить полисы в Passbook, PassWallet, кошелек WindowsPhone и многое другое. Причем, мы постоянно совершенствуем эти сервисы, открывая для наших клиентов все новые возможности.
— С октября начались продажи электронных полисов ОСАГО, как вы относитесь к этому нововведению?
—Конечно, за этим будущее, и мы будем в этом участвовать, потому что сегодня невозможно быть современной страховой компанией, не имея этого продукта в линейке электронных продуктов. Но как Вы понимаете, если клиент покупает полис онлайн, то сотрудник ГИБДД должен иметь возможность проверить это онлайн на улице. Пока что это не очень хорошо работает. Мы пока работаем в закрытом тестовом режиме, хотим максимально исключить ошибки, операционные неполадки, а также дождаться, когда будут налажены механизмы бесперебойного информационного взаимодействия между IT системами страховых компаний, РСА и ГИБДД.
— Последняя новинка на страховом рынке — так называемая телематика в автостраховании, вы с ней работаете?
— У нас есть продукт «Умное страхование», который работает по принципу Pay as you drive («Плати как ездишь»). Смысл в том, что вместе с полисом КАСКО от «Ингосстраха» водителю вручают мониторинговый блок – такой «черный ящик», который он самостоятельно вставляет в диагностический разъем автомобиля, регистрирует, активирует в электронной системе, и страховщик начинает получать информацию об особенностях его поведения на дороге. Оценивается скорость, количество разного рода ускорений, торможений и перестроений, а также ряд других параметров. В течение двух месяцев на основе этих показателей формируется характеристика качества вождения, что позволяет «Ингосстраху» сделать индивидуальный расчет стоимости полиса. Аккуратный воитель может получить значительную скидку. Подобные продукты уже доказали свою эффективность и широко используются в странах Европы и в США, кто-то на этой базе делает социальные проекты. В России эти программы пока только начинают появляться, и мы планируем развивать эту линейку продуктов. Это прогрессивное направление, которое помимо прочего стимулирует водителей к более аккуратному вождению.