В канун Нового года принято подводить итоги. На написание этого поста меня сподвигло недавнее подведение президентом итогов работы правительства. Президент похвалил правительство. Он упомянул о проблемах, но сказал, что правительство работает хорошо.
Мне кажется, что либо я чего-то не понимаю, либо президент знает что-то такое, чего не понимают все остальные.
В 2013 г. ВНП даже по довольно сомнительной методике Росстата вырос всего на 1%. При уровне инфляции в 6% это означает реальное сокращение ВНП и промышленного производства. Цены в магазинах (так называемая продовольственная инфляция) за этот год выросли на 15–18%. Инвестиции в основные средства сократились. Мы впервые столкнулись со значимым дефицитом бюджета и с огромным дефицитом региональных бюджетов. Так называемые указы президента о социальных гарантиях де-факто не выполнены.
Пенсионная реформа – отдельная тема. Назвать ее просто неудачной у меня, как у экономиста, не поворачивается язык. Мне кажется, более неудачной реформы нельзя было даже предположить. Она не только не решает вопросы дефицита пенсионного фонда, но и толкает недавно вышедших из тени работодателей к уходу обратно в тень. Она демотивирует наиболее работоспособное население, получающее зарплату выше минимальной, поскольку ясно говорит им, что через 20 лет у них будет совсем маленькая пенсия. А обещания, что эта пенсия будет гарантирована «номинально» – то есть, в том номинале, который установлен сейчас, – это просто насмешка для людей, которые умеют считать деньги. В результате у граждан нет стимулов к производству, нет стимулов к сохранению денег и их инвестированию. Но самое главное – и может быть, самое страшное в этой реформе – это подрыв веры населения в финансовую состоятельность государства. Причем подрыв ее, в первую очередь, именно у тех, кто наиболее продуктивен.
Развивающийся банковский кризис и вовсю полыхающий кризис страховой отрасли – также прямые следствия действий, а точнее – бездействия правительства. Не буду слишком углубляться в проблемы страхового рынка, но и на нем итоги работы безрадостны по всем линиям бизнеса – и в добровольных, и в обязательных видах страхования. При этом создание мегарегулятора – это значительно большая заслуга ЦБ, чем правительства. Работа в сфере ОМС привела к тому, что даже в своем послании президент отметил, что «функция ОМС, по сути, сводится к «прокачке денег»», а страховой принцип в эту систему так и не внедрен.
Сельское хозяйство и состояние Россельхозбанка – отрасли, где правительство уж точно обязано быть эффективным, – вызывают только сожаления.
Перечислять можно и дальше, однако, по-моему, и без этого очевидно, что с точки зрения экономических результатов в работе правительства не видно ни одного сколько-нибудь серьезного успеха. При этом отмечу, что президент сказал – и я с ним полностью согласен, – что основные причины экономических проблем у нас внутренние, а не внешние.
Так в чем же состоит «хорошая» работа правительства?
Речь идет не о том, чтобы покритиковать кого-то персонально, а в том, чтобы поставить правильный диагноз. На мой взгляд, он таков: 2013 год – это год неудовлетворительных итогов экономической и социальной работы правительства.
По моим прогнозам, 2014 год для макроэкономики будет еще хуже, чем 2013-й. И если мы сейчас оцениваем результаты работы правительства как хорошие, то мы и выводы будем делать неправильные – что все делается «как надо». А по-моему, очень многое сейчас делается совершенно не так, как надо. И принципиальные выводы должны быть такими: нам нужно менять экономическую политику и гораздо интенсивнее проводить настоящие реформы, а не псевдореформы типа пенсионной. Именно такими должны быть главные итоги уходящего года и задачи на следующий год. Кто при этом будет в правительстве – лично мне все равно. Меня гораздо больше интересует, что реально они будут делать и насколько профессионально подойдут к решению этих задач.