Интервью c Начальником отдела страхования технических рисков Р.Т.Сулеймановым

< p > Сулейманов Радий Туранович, начальник отдела страхования технических рисков управления промышленного страхования департамента корпоративного бизнеса ОСАО & quot; Ингосстрах & quot;.

< p > Радий Туранович, какие тенденции и события в 2012 и 2013 годах на рынке страхования СМР Вы бы отнесли к ключевым ?

< p > Мне кажется 2012 и в какой - то мере 2013 сохранил общий тренд, заложенный в предыдущие годы формирования рынка СМР & ndash; это устойчивый рост рынка, отражающий рост строительной отрасли в целом.Что касается нормативной базы, то изменения в законодательстве(Градостроительном кодексе) затронули этот вид страхования лишь опосредованно.Пока мы не наблюдаем каких - либо принципиальных изменений в подходах к страхованию или характеристиках продукта.

< p > Последний год характеризовался завершением строительства крупных мега - проектов, таких как Универсиада в Казани, Форум АТЭС и Олимпиада в Сочи, характеризовавшихся значительными премиями в предыдущие годы.Сопоставимых по масштабу проектов в текущем году нет.Также можно отметить сохранение низкого уровня выплат возмещения по данному виду, выражающееся в том числе в отсутствие крупных, значимых для общества и бизнеса убытков, что делает рынок страхования СМР по прежнему высоко привлекательным сегментом страхового бизнеса.

< p > Темпы прироста взносов по страхованию СМР значительно упали(с 36 % в 2011 году до 20 % в 2012 году).С чем, на Ваш взгляд, связано сокращение темпов прироста взносов ? Каков Ваш прогноз относительно темпов прироста в 2013 - 2014 гг.?

< p > Темпы прироста взносов в 2011 году – это, скорее, аномалия, чем устойчивый тренд, во многом отражающей инерционность строительной отрасли.Для их сохранения на сегодняшний день нет макроэкономических предпосылок.

< p > Замедление темпов роста в строительной отрасли, уменьшение инвестиций в основные средства, а также продолжающееся снижение тарифов серьезно влияют на рынок страхования СМР.Поэтому мы прогнозируем рост не более 10 % в текущем году.

< p > А какие темпы роста вы прогнозируете на 2014 год ?

< p > Давать прогнозы на 2014 год довольно сложно.Они зависят от того, как будет развиваться экономика в стране в самое ближайшее время.Она сейчас по всем признакам находится в состоянии стагнации, рост ВВП минимален, однако благодаря инерционности строительной отрасли(реакция на изменения в среднем от 6 месяцев до 1 года) даже с учетом негативных явлений в экономике некоторое время будет наблюдаться сохранение или даже небольшой рост рынка.

< p > Если удастся преломить негативные тенденции в экономике, то можно ожидать рост рынка в пределах 5 - 10 % в год.Заделы в виде государственных программ финансирования особенно в развитие транспортной инфраструктуры под такой рост имеются.Вопрос – в какой степени и из каких источников они будут обеспечены финансированием.

< p > Согласно некоторым прогнозам, в ближайшее время, уже в 2014 году, начнутся новые масштабные стройки, поэтому темпы роста начнут расти.Как Вы можете это прокомментировать ?

< p > Действительно, поскольку у нас по разным оценкам от 75 % до 85 % объема рынка страхования СМР приходится на страхование проектов так или иначе финансируемых с участием государства, то от реализации крупных строек во многом зависят премии страховщиков.

< p > На высшем государственном уровне принято решение об организации высокоскоростного пассажирского железнодорожного сообщения между городами Москва и Казань в качестве пилотного проекта с дальнейшим продлением линии ВСМ до Екатеринбурга и & quot; подключением & quot; к ней других крупных городов Поволжья и Урала.Кроме того, подлежат реконструкции крупные сибирские железнодорожные магистрали(Транссибирская, БАМ), что обеспечит высокую пропускную способность и бесперебойное сообщение в грузовом транспортном коридоре Западная Европа - Дальний Восток – страны АТЭС.

< p > Не обойдено вниманием дорожное строительство, в рамках которого с использованием механизмов государственно - частного партнерства реализуются такие проекты как строительство Западного скоростного диаметра в С.Петербурге, платной скоростной трассы Москва - С.Петербург, ЦКАД в Московском регионе и ряда других региональных проектов.

< p > Государством совместно с крупными национальными энергетическими компаниями продолжают реализовываться проекты по развитию трубопроводного транспорта для обеспечения экспортных поставок жидких углеводородов на Европейский и Азиатский рынки, прежде всего в Китай, Японию и Южную Корею.

< p > Все это - довольно дорогостоящие проекты с многолетним сроком реализации, осуществление которых во многом зависит от степени проработанности проектов, наличия землеотвода и соответствующих обременений территорий под будущее строительство, готовности строительной инфраструктуры на местах под гарантии финансирования в требуемом объеме и по срокам.

< p > С учетом того, что многие из указанных строек либо начаты совсем недавно, либо начнутся в ближайшее время и будут реализовываться в течение 5 - 7 лет, то можно предположить, что основные сборы премии по их страхованию придутся на 2014 и последующие годы аналогично тому, как основные сборы страховщиков по олимпийским объектам пришлись на 2011 - 2012 год, хотя строительство по ним разворачивалось с 2008 года.

< p > Как Вы считаете, как повлияет Чемпионат мира по футболу в 2018 году на рост взносов по СМР в ближайшей перспективе ?

< p > В настоящее время определены города, в которых пройдут мероприятия Чемпионата.Строятся домашние арены для клубов высшей лиги & quot; Зенит & quot;, & quot; Спартак & quot;, ряд других спортивных арен, на которых пройдут соревнования мундиаля - 2018, строительство некоторых из которых уже застраховано.Помимо строительства спортивных сооружений и баз для размещения спортсменов необходимо обеспечить транспортную доступность объектов, гостиничный номерной фонд, предприятия общественного питания, центры досуга, размещения СМИ и т.д., способных принять большой поток участников и гостей ЧМ - 2018 в 11 городах страны.Реконструкция существующих объектов и строительство новых – вопрос предстоящих нескольких лет.К концу 2017 года нужно обеспечить высокую степень готовности всех сооружений и объектов, поэтому пик сбора премии, скорее всего, придется на 2015 - 2016 гг.

< p > На какой период, по Вашему мнению, придется пик взносов по железнодорожному строительству ?

< p > Сложно сказать в части страхования, поскольку нет ясности по графику финансирования и выполнения работ.Сейчас выделяется несколько сот миллионов рублей для целей проектных изысканий для будущей трассы ВСМ Москва - Казань - Екатеринбург.Проектирование займет не менее полугода, а то и больше, потому что на сегодняшний день представлена только концепция.Это достаточно серьезные работы, которые будут выполняться с применением конкурсных процедур, возможно, с привлечением иностранных проектировщиков, имеющих опыт аналогичного строительства за рубежом.После утверждения проектной документации и выбора подрядчиков собственно и начнутся основные работы, однако до этого должна быть проведена основная подготовительная работы по согласованию землеотвода и изъятию земель для целей организации строительства, а это может существенно сказаться на сроках реализации проектов.

< p > Поэтому видимо придется рассчитывать на среднесрочную перспективу в части ожидания основных премий по страхованию таких проектов.

< p > Перейдем к вопросу о тарифах и об убыточности.Сохраняется ли демпинг на рынке страхования СМР ? В каком диапазоне находится убыточность в 2012 и 2013 годах ? Выросла ли она ?

< p > Наверное, по тарифам стоит поговорить отдельно, хотя эти вопросы, безусловно, тесно связаны.

< p > Что касается убыточности по строительно - монтажному страхованию, то сложно говорить собственно об убыточности, поскольку у нас нет данных по рынку о заявленных и неурегулированных убытков.Данные основаны на состоявшихся выплатах, поэтому объективно можно анализировать скорее уровень выплат, чем убыточность по виду.В 2012 году по компаниям ТОП - 50 этот показатель составил на удивление низкую цифру - примерно 6 %.В 2013 этот уровень выплат скорее всего также не превысит 8 - 10 %.

< p > Уровень выплат практически не изменился ?

< p > Хотя убытки редко поддаются корректному прогнозированию, но в 2012 году и в начале 2013 года крупных убытков, которые бы потрясли рынок, не было.Общее количество выплат, скорее всего, выросло – вместе с ростом количества договоров страхования.

< p > В такой ситуации некоторые страховщики, пытаясь увеличить свою долю на рынке, идут на значительное снижение ставок премий(тарифов).Прежде всего, это касается страхования СМР по коммерческим проектам, где страхователями выступают как правило застройщики(реже – подрядчики) под заемные средства банков и основная задача заемщика – минимизировать затраты в связи с проектом, в том числе на страхование.По этой причине, можно сказать, что рынок страхования СМР в нынешнем виде – очень конкурентный, а уровень цен продолжает постоянно снижаться.

< p > По Вашим оценкам, насколько уровень тарифов снизился по сравнению с 2011 годом ? К каким последствиям это может привести ?

< p > Да, уровень тарифов стал еще ниже и в некоторых сегментах снизился более чем в два раза.Сейчас сложилась такая ситуация, что за многолетнее страхование строительства объекта на условиях & quot;от всех рисков & quot; строительства страховщик может получить меньше премии, чем за имущественное страхование такого же объекта, уже построенного, на тот же срок.Хотя в мировой практике премия за строительно - монтажное страхование всегда выше.

< p > Поскольку сложившийся рынок СМР – клиентский, т.е.рынок в котором предложение превышает спрос, а страховщики с подачи клиентов и их брокеров демонстрируют всю большую гибкость в подходах к страхованию, одновременное снижение цен на страхование на фоне сохраняющегося уровня убыточности, к сожалению, имеет и оборотную сторону.Низкие ставки приучают страхователя к тому, что рынок будет готов поддержать подобные условия и в дальнейшем даже при существенном росте убыточности и затрат страховщиков, в том числе на перестрахование.

< p > Вы прогнозируете рост убыточности ?

< p > Я уверен, что рост убыточности на рынке строительно - монтажного страхования обязательно произойдет, но сложно делать какие - то конкретные прогнозы в среднесрочной и тем более долгосрочной перспективе.

< p > На рост выплат безусловно влияет положительная практика выплат страховщиками в последние годы, рост страховой культуры менеджмента клиентов, стимулируемый законодательными инициативами в части изменений Градостроительного кодекса и введением фактически вмененного страхования ответственности застройщика за вред, причиненный третьим лицам.Страховщиками подписан большой общий объем рисков, поэтому даже по закону больших чисел рост выплат вполне ожидаем как в этом, так и в последующие годы.

< p > Какие изменения в законодательстве могут привести к увеличению выплат ?

< p > Например, изменения в законе об организации страхового дела, которые только что обрели реальные очертания, будут, в частности, направлены на то, чтобы сделать более прозрачными условия страхования.Они обеспечат лучшее понимание страхователем того, что от него потребуется как при заключении договора страхования, так и при возникновении убытка и в процессе его урегулирования.

< p > Это потребует от страховщиков в свою очередь более внимательно относиться к подготовке страховых документов и требований к страхователям в отношении претензионной документации, соблюдения сроков рассмотрения претензий.

< p > Перейдем к вопросу об установлении единых стандартов по страхованию СМР.Какие аспекты страхования СМР, в первую очередь, должны затрагивать стандарты ? Есть ли какое - то движение в направлении установления этих единых стандартов ?

< p > Конечно, было бы неплохо, если бы у всех страховщиков были типовые или близкие по содержанию правила страхования.Международные стандарты в данном виде страхования имеются и отработаны годами практики.Они строятся на базе полиса страхования строительного предпринимателя & quot;от всех рисков & quot;, Мюнхенского перестраховочного общества, либо его более современных аналогов с соответствующим набором стандартных оговорок применительно к разным типам строительных объектов и в разных конфигурациях их использования.Тренд к унификации продукта поддерживается международными брокерами, активно работающими в данном виде страхования и являющимися зачастую законодателями моды на рынке в части предложений совершенствования продуктов технических рисков для своих клиентов.Примеров тому немало.Так, если еще несколько лет назад страхование рисков ошибок в проектировании, дефектов материалов и недостатков изготовления было мало распространенной практикой, своего рода эксклюзивным продуктом, то сейчас такое покрытие предоставляются зачастую автоматически и на безлимитной основе.

< p > Тем не менее, не стоит ожидать, что строительно - монтажное страхование как продукт будет полностью унифицировано в ближайшее время.Это - длительный процесс поступательного движения рынка по мере его развития, получения опыта и повышения общего уровня & quot; грамотности & quot; его участников.Для такого движения всегда есть ограничения естественного порядка.Например, для коммерческих проектов упор в основном дается на широту страхового покрытия.В особенности это касается тех проектов, осуществляющихся заказчиками с привлечением инвесторов, у которых выработались собственные критерии достаточности покрытия объекта финансирования.При страховании же проектов, финансируемых за счет бюджетов различного уровня, заказчики такого страхования, как правило, не предъявляют повышенных требований к объему страхового покрытия.Это позволяет страховщикам ограничиваться неким стандартизированным продуктом с ограниченным набором базовых условий.В отдельных случаях допускается покрытие от поименованных рисков, хотя в большинстве случаев покрытие все - таки соответствует международным стандартам в этом виде страхования(страхование от всех рисков).

< p > Страховой рынок будет непременно совершенствоваться в этом направлении, поскольку альтернативы нет.Поскольку наша компания была первой, кто начал заниматься данным видом страхования на рынке еще с советских времен, то наши правила в той или иной степени использовали все страховщики, которые выходили на этот рынок с начала 90 - х годов.Теперь такой обмен опытом стал взаимным.Одни положения лучше сформулированы у одного страховщика, другие – у другого.Мы периодически вносим изменения в свои правила, поскольку жизнь не стоит на месте.Изменения всегда необходимы на развивающемся рынке, каковым является рынок страхования СМР.

< p > Спасибо! Как Вы думаете, каким образом на развитие рынка СМР может повлиять расширение вмененного страхования ответственности и установление реальной ответственности застройщиков ? Предпринимаются ли какие - то действия в этом направлении ?

< p > С момента ввода в действие Федеральным законом 148 - ФЗ от 22.07.2008 изменений Градостроительного кодекса мы рассматривали возможность использования механизмов вмененного страхования ответственности саморегулируемых организаций(строителей, изыскателей, архитекторов) для целей развития страхования СМР и поняли, что возможности такого продвижения весьма ограничены, поскольку сами СРО в лице их руководителей не заинтересованы в массовом распространении данного продукта среди своих членов.До сих пор такое страхование работает только в том случае, если оно предусматривается заключаемыми строителями договорами подряда, ибо нести расходы в части страхования, не предусмотренные договором подряда сами подрядчики в условиях жесткой конкуренции за подряды не готовы.Разумеется, нет никаких правовых оснований требовать, чтобы такие расходы компенсировались самими СРО.

< p > Что касается изменений статьи 60 Градостроительного кодекса, вступивших в силу 1 июля текущего года, то они коснулись только обязанности застройщиков компенсировать вред, причиненный третьим лицам в том числе, в результате недостатков работ привлеченными для целей реализации строительного проекта организациями и не распространяются на возмещение вреда самому объекту строительства, являющегося объектом строительно - монтажного страхования.В этой связи рассчитывать на организацию вмененного для заказчиков - застройщиков страхования СМР не приходится.Те из заказчиков, которые традиционно покупали страхование СМР для своих проектов за свой счет в свою пользу(и в пользу вовлеченных подрядных организаций) будет продолжать это делать параллельно покупая страхование ответственности перед третьими лицами с требуемыми законом параметрами, а те, кто этого не делал или возлагал обязанность по покупке страхования СМР на подрядчиков – будут скорее всего поступать аналогичным образом и в дальнейшем.Можно лишь рассчитывать на то, что изменения в нормативной базе будут способствовать повышению общего уровня страхового культуры риск - менеджмента застройщиков в тех случаях, когда при оценки рисков проектов страховой защите не уделялось должного внимания, но в любом случае, такие изменения в законодательстве не дают прямых экономических рычагов для стимулирования развития данного вида страхования.

< p > Большое спасибо, Радий Туранович, за интервью!

< h2 />

29.08.2013

ИнгоЛого
Мобильное приложение IngoMobile
Страховой онлайн-офис, который всегда под рукой
Мобильное приложение IngoMobile
Мобильное приложение IngoMobile
Страница была вам полезна?