Не могу пройти мимо очередной инициативы ФАС. Удивляюсь на этот раз даже не столько уровню ее профессионализма (этому уже почти не удивляюсь), сколько настойчивости, с которой служба пытается доконать отдельные секторы страхового рынка.
На днях ФАС сделала новый шаг в ее принципиальной борьбе со страховщиками: она предложила изменить систему представительства страховщиков ОСАГО. Де-факто, служба нам говорит, что гражданин, купивший полис обязательной «автогражданки» в любой компании (то есть – в любой «живопырке» или даже на улице), должен иметь право принести свои убытки – не важно, какие: липовые или не липовые, – в любую страховую компанию. Таким образом, служба проявляет заботу о гражданах.
Глубочайшее беспокойство ФАС о нашем населении проявляется почему-то исключительно в области страхования. Судя по всему, этот госорган не беспокоят никакие другие проблемы так опекаемого им населения: ни цены на бензин (они у нас выше, чем в США, и почти такие же, как в Европе), ни цены на газ (гораздо выше, чем в странах, импортирующих российский газ), ни стоимость электроэнергии (при том, что население оплачивает электричество не полностью, цены на него все равно чуть ли не выше, чем в Европе). Службу не беспокоит и то обстоятельство, что российский гражданин оставляет за неделю в «Пятерочке» или «Седьмом континенте» сумму, которая в 2,5–3 раза больше, чем тратит на питание в неделю среднестатистический европеец (при этом зарплата европейца выше примерно в 2–5 раза), а авиабилеты в два и больше раз дороже, чем в Европе. Список подобных антимонопольных позиций можно продолжать долго. Но ФАС они не интересны.
Раз службе не дает покоя именно страхование, давайте поговорим о нем.
Что пока делала ФАС? Думаю, сильнее всех прочих работу службы ощутили на себе страховые профобъединения. ФАС требовала изменения уставов РСА и НССО. Служба пыталась отменять решения органов управления союзов страховщиков и судилась с их членами, стараясь наказать их, фактически, за то, что они не хотят допускать на рынок недобросовестных и ненадежных участников. Служба до сих пор судится с НССО, пытаясь заставить союз снизить размеры членского и вступительного взносов. Нельзя не вспомнить и позицию ФАС по поводу квотирования бланков полисов ОСАГО. Когда президиум РСА принимал решения блокировать выдачу бланков, например, «России» и «Ростре», – ФАС протестовала, называя такие решения незаконными. Учитывая все это, можно констатировать – со своей настойчивостью в желании допустить неблагонадежные страховые компании на страховой рынок ФАС побила все рекорды антимонопольной деятельности.
При этом ФАС практически не занимается тарифами на банкострахование (за исключением отдельных не очень значимых региональных дел). Между тем, комиссии банков часто составляют 50–75%, – при минимальных выплатах и, соответственно, многократно завышенном тарифе. Банки прекрасно отчитываются за миллиарды, полученные от страховщиков, в качестве своих доходов. Почему ФАС не интересуют эти миллиарды, взысканные, по сути, банками с нашего населения?!
Страховщики пытались и пытаются вести со службой диалог, убеждая ее в том, что они продают не просто бумажку с надписью «полис», а обязательство произвести выплату. И чтобы производить выплаты, надо иметь нормальные тарифы, нормальное регулирование, нормальное законодательство. Однако, этот диалог не складывается уже на протяжении многих лет: ФАС нас не слышит и, мне кажется, слышать не хочет. С точки зрения службы, страховщик должен как можно дешевле продать страховую «бумажку» и платить по ней всегда. Какой это страховщик – ФАС не интересует, а понятий «надежность», «тариф», «ответственность», «резервы» для службы не существует. Остается надеяться только на то, что отношения страхового рынка и ФАС сможет нормализовать новый мегарегулятор.
Говорить о последствиях новой инициативы для рынка сейчас, на мой взгляд, излишне. Очевидно, что прежде, чем предлагать подобные решения, которые прекрасно могут работать на развитом рынке, нужно иметь устойчивый страховой рынок, правильные тарифы на ОСАГО, четкую систему ПВУ, прозрачное страховое законодательство и адекватную правоприменительную практику. Но, очевидно то, что для ФАС это не важно. Главное – защитить наше население от злобных страховщиков.