Через звезды в тернии. Выгодно ли страховать космические риски?

В воскресенье Россия потерпела восьмую неудачу в космосе за последние два года: на орбиту не удалось вывести спутник «Ямал-402», застрахованный в «СОГАЗе» на 309 млн евро. АСН попыталось выяснить, сколько денег приносит страховщикам космическое страхование и сколько они платят по нему.
Страхование космических рисков – низкорентабельный бизнес в период упадка российской космической отрасли, считают опрошенные АСН страховщики.
Эта задача оказалась непростой. Из 17 страховщиков на запрос АСН о сборах и выплатах по страхованию космических рисков (прямых и принятых в перестрахование) за последние 10 лет ответили лишь 7 компаний. Предоставленные ими данные приведены в таблице ниже.

Страхование российских космических рисков в 2003–2012 гг. (млн р.)
Примечательно, что лидирующий по объему космических выплат «Ингосстрах» заплатил за страховые случаи 96,5% премии (включая 7,5 млрд р. за «Экспресс-АМ4» и 1,18 млрд р. за «Экспресс-МД2»). А СК «АльфаСтрахование» при небольших объемах премии выплатила в 3,6 раза больше, чем собрала.
Опрошенные АСН страховщики отмечают, что страхование космических рисков – низкорентабельный вид бизнеса в период упадка российской космической отрасли.
Пока этот бизнес существует в основном за счет больших объемов собираемых премий и адекватного перераспределения рисков, полагает зампред правления «СОГАЗа» Николай Галушин. В то же время он отмечает, что уже сейчас риски запуска страхуются за 11–14% от стоимости спутника. «Если частота событий не снизится, то достаточно скоро тариф может подняться до 30%, и страховать запуски станет экономически нецелесообразно», – говорит он.
«Я бы не сказал, что перестрахование космических рисков для нас привлекательно. Адекватные тарифы на страхование запуска спутника составляют 15–16% от страховой суммы. Сейчас же договоры заключаются под тариф в пределах 10–12%. Кроме того, в последнее время сильно выросла и частота событий», – заявил АСН генеральный директор перестраховочной компании «Москва Ре» Александр Артамонов.

Неудачные запуски 2010–2012 гг.
9.12.2012. Спутник «Ямал-402» не был выведен на расчетную орбиту. Причина: преждевременная остановка разгонного блока «Бриз-М».
7.8.2012. На нерасчетную орбиту были выведены спутники связи «Экспресс-МД2» и «Телком-3». Причина: сбой в работе разгонного блока.
23.12.2011. Неудачей закончился запуск спутника «Меридиан» с космодрома Плесецк. Космический аппарат не вышел на расчетную орбиту, его обломки упали в Сибири. Причина: отказ работы двигателя третьей ступени ракеты носителя «Союз 2».
9.11.2011. Неудачный запуск аппарата «Фобос-Грунт», предназначенного для доставки образцов грунта спутника Марса – Фобоса – на Землю. Причина: после отделения от ракеты-носителя «Зенит» на аппарате не включились двигатели, которые должны были вывести его на высокую опорную орбиту, откуда он должен был стартовать к Марсу.
24.8.2011. Не удалось вывести на орбиту грузовой корабль «Прогресс М-12М». Обломки третьей ступени ракеты-носителя «Союз-У» и грузовика упали на Алтае. Причина: авария двигательной установки третьей ступени ракеты-носителя.
18.8.2011. На нерасчетную орбиту выведен спутник «Экспресс-АМ4», предназначенный для обеспечения цифрового телерадиовещания. Причина: ошибка в расчетах программы полета.
1.2.2011. Спутник «Гео-ИК-2» был выведен на нерасчетную орбиту и считается потерянным. Причина: нештатная ситуация на участке работы разгонного блока «Бриз-КМ» разработки и производства космического центра им. Хруничева.
5.12.2010. Стартовавшая с Байконура ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком ДМ похоронила три навигационных аппарата «Глонасс-М» в Тихом океане в 1,5 тыс. км от Гонолулу. Причина: в разгонный блок залили 1,5 тонны лишнего топлива.

11.12.2012

ИнгоЛого
Мобильное приложение IngoMobile
Страховой онлайн-офис, который всегда под рукой
Мобильное приложение IngoMobile
Мобильное приложение IngoMobile
Страница была вам полезна?