С начала весны 2025 года предпринимателей и компании ожидает значительный блок законодательных изменений, охватывающий как сферу документооборота, так и контроль за отдельными категориями продукции и правила ведения торговли. Многие нововведения напрямую затронут бизнес-процессы, потребуют внесения корректировок в операционную деятельность и переосмысления подходов к взаимодействию с государственными органами. Разбираем ключевые изменения, вступающие в силу с 1 марта.
Предприниматели и юридические лица, использующие контрольно-кассовую технику, получат возможность существенно сократить временные и административные затраты при регистрации, перерегистрации и снятии с учета касс. Теперь подать заявление на регистрацию ККТ можно напрямую через производителя оборудования, минуя обязательные ранее этапы взаимодействия исключительно с налоговыми органами или операторами фискальных данных.
Помимо этого, снятие техники с учета также становится доступным через единый портал государственных услуг, что расширяет инструментарий предпринимателей и предоставляет дополнительные удобства для бизнеса, особенно малого.
Дополнительное послабление коснется и процедуры замены фискального накопителя. Отдельная подача заявления в налоговые органы более не потребуется – достаточно направить оператору фискальных данных отчет об изменении регистрационных параметров. Это решение исключает лишние звенья в цепочке взаимодействий и выстраивает более гибкую модель работы с фискальной инфраструктурой.
С 1 марта 2025 года предприниматели, реализующие безалкогольные тонизирующие напитки, включая популярные среди молодежи энергетики, обязаны проверять возраст покупателя. Причем перечень документов, которые могут быть предъявлены для подтверждения возраста, значительно расширен.
В числе допустимых удостоверений значатся:
Введение этих норм обусловлено необходимостью пресечения свободного доступа несовершеннолетних к стимулирующим напиткам, которые уже неоднократно становились предметом дискуссий в контексте их влияния на здоровье молодежи. Для бизнеса это означает необходимость корректировки внутренних регламентов, обучения персонала и дополнительного внимания к процедурам идентификации покупателей.
Программа обязательной цифровой маркировки продолжает расширяться, и с 1 марта 2025 года под нее попадут сразу несколько значимых товарных категорий:
Отдельного внимания заслуживает ужесточение требований к обороту упакованной питьевой воды – с начала весны любая такая продукция должна иметь маркировку в обязательном порядке.
Расширение перечня связано с последовательной реализацией политики государства по повышению прозрачности товарных потоков, борьбе с контрафактной продукцией и выстраиванию единого механизма прослеживаемости товаров на всех этапах их оборота – от производства до конечного потребителя.
Для бизнеса это означает неизбежные инвестиции в обновление систем учета, закупку оборудования для нанесения маркировки, адаптацию внутренних процессов и обучение сотрудников. Затраты лягут в первую очередь на производителей и дистрибьюторов, однако коснутся и розничных продавцов, обязанных отслеживать легальность каждой единицы товара.
Еще одним значимым изменением станет обязательное использование ККТ для всех предпринимателей, ведущих торговую деятельность на рынках, ярмарках и выставочных мероприятиях. С 1 марта 2025 года освобождаются от этой обязанности лишь:
Для остальных участников торговых площадок применение кассовых аппаратов становится обязательным. Впрочем, на адаптацию предусмотрен переходный период – до 31 декабря 2025 года продавцы могут не указывать в кассовых чеках полные наименования и количество реализуемых товаров.
Таким образом, государство продолжает политику выравнивания условий для всех форматов торговли, сокращая возможности для неучтенного оборота и ухода от налогообложения.
В сегменте электронного документооборота также грядут перемены. С 1 марта 2025 года налоговые органы прекращают прием доверенностей в формате 5.01. Теперь для представления интересов налогоплательщиков в ФНС допустимы только электронные доверенности, оформленные в соответствии с новым форматом 5.03.
Документы, поданные ранее по форматам 5.01 и 5.02, сохраняют юридическую силу, однако новые доверенности необходимо оформлять исключительно по обновленным требованиям. Это еще один шаг в сторону стандартизации и цифровизации взаимодействия бизнеса с налоговой службой.
Сфера лицензирования алкогольной продукции также переходит в цифровой формат. С 1 марта 2025 года подать документы на получение, продление или переоформление лицензии можно будет только в электронном виде через портал «Госуслуги». Личное посещение ведомства, равно как и отправка документов по почте, больше не предусмотрены.
Цифровизация этого сегмента направлена на сокращение времени рассмотрения заявок, снижение административных барьеров и повышение прозрачности всей процедуры лицензирования.
Март 2025 года знаменует собой очередной виток в формировании новой системы взаимодействия бизнеса с государством – более прозрачной, технологичной и жестко регламентированной. Предпринимателям предстоит не только внимательно изучить все нововведения, но и оперативно адаптировать свои процессы под новые требования.
В условиях усиливающегося контроля и расширения цифровых инструментов прослеживаемости своевременная подготовка становится не просто залогом стабильной работы, но и важнейшим элементом минимизации рисков – как налоговых, так и репутационных.