Если вы решили приобрести новый автомобиль и хотите ввести машину из другой страны, то вам необходимо разобраться с тем, что такое утилизационный сбор.
Утилизационный сбор на автомобиль или сокращенно утильсбор – это платеж, взимаемый государством при ввозе или производстве транспортного средства, который гарантирует финансирование будущей переработки этого автомобиля после окончания его срока службы. Этот сбор – не просто налог, а целевой механизм, направленный на предотвращение загрязнения окружающей среды и стимулирование ответственного обращения с отходами.
Начиная с 2012 года, в России ввели обязательную уплату утилизационного сбора для всех, кто ввозит автомобили из-за границы. С 2014 года это правило распространили и на отечественных автопроизводителей. Важно отметить, что импортёром может выступать как организация, так и частное лицо.
Сбор обязаны платить производители автомобилей в России; компании, импортирующие машины из-за рубежа; сам покупатель авто, если везет из-за границы самостоятельно или когда утильсбор не был оплачен.
Важно: Утильсбор платится единожды! Если вы купили автомобиль и у него в документах есть пометка, что утилизационный сбор оплачен, то есть производитель, компания-импортёр или предыдущий владелец заплатили налог, то вам платить ничего не нужно.
С 1 января 2025 года в России увеличился утильсбор за счёт корректировки коэффициентов в зависимости от объема двигателя и типа транспортного средства.
Улильсбор рассчитывается по довольно простой формуле:
Утилизационный сбор = базовая ставка * коэффициент
Базовая ставка:
Коэффициенты для исчисления утилизационного сбора зависят от возраста машины, объема двигателя и целей ввоза (личное пользование или перепродажа) определены Перечнем, утвержденным Правительством РФ.
Коэффициенты на 2025 год по сравнению с 2024 годом:
Транспортные средства с рабочим объемом двигателя: | 2024 год | 2025 год | ||
новые транспортные средства | транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более 3 лет | новые транспортные средства | транспортные средства, с даты выпуска которых прошло более 3 лет | |
Не более 1л | 7,51 | 19,17 | 9,01 | 23 |
от 1 до 2л | 27,81 | 48,91 | 33,37 | 58,7 |
от 2 до 3л | 78,14 | 118,31 | 93,77 | 141,97 |
от 3 до 3,5л | 89,73 | 137,36 | 107,67 | 164,84 |
свыше 3,5л | 114,26 | 150,2 | 137,11 | 180,24 |
Итого утилизационный сбор в 2025 году будет равен:
Объем двигателя, л | Авто до 3х лет, руб. | Авто более 3х лет, руб. |
Электрокары | 667 400 | 1 174 000 |
до 1 | 180 200 | 460 000 |
от 1 до 2 | 667 400 | 1 174 000 |
от 2 до 3 | 1 875 400 | 2 839 400 |
от 3 до 3,5 | 2 153 400 | 3 296 800 |
свыше 3,5 | 2 742 200 | 3 604 800 |
Ожидается, что каждый год в плоть до 2030 года утильсбор будет индексироваться в большую сторону на 10-20%.
Пример расчета в сравнении по годам на автомобиль новый с объемом двигателя 2,5 л:
2024: 20 000 х 78,14 = 1 562 800
2025: 20 000 х 93,77 = 1 875 400
Увеличение на 20% по сравнению с 2024 годом.
Если вы привозите автомобиль из-за границы как физическое лицо для личных целей, то вам доступе льготный утилизационный сбор:
Более того такие же сборы необходимо платить и за электрокары, это нововведение также действует с 1 января 2025 года.
Для того, чтобы воспользоваться льготным утильсбором соблюсти следующие правила:
Оплатить утильсбор можно несколькими способами:
Неуплата утильсбора влечет за собой следующие последствия:
В отличие от обычного налога, утилизационный сбор имеет четкое целевое назначение и направлен на решение конкретной экологической проблемы, обеспечивая устойчивое развитие и защиту окружающей среды для будущих поколений.
Утилизационный сбор остается важным элементом экологической политики России. Владельцам автомобилей следует внимательно отслеживать изменения в законодательстве и своевременно исполнять свои налоговые обязательства.