ОфисыПоиск
Клиентам
Полисы
Контакты
Свяжитесь с нами
Мы в соцсетях

Покупка битого автомобиля: советы и рекомендации

Стоит ли покупать битую машину: плюсы и минусы покупки автомобиля после ДТП

По данным независимых порталов, в июне 2024 года в РФ продано 124 тыс. новых легковых автомобилей и более 512 тыс. подержанных. Около половины этих подержанных машин, как уверяют эксперты, хотя бы раз были в ДТП. Это значит, что покупая машину на вторичном рынке, вы с вероятностью 50/50 можете купить битый автомобиль. Все ли машины «одинаково битые», как проверить авто при покупке и стоит ли покупать битую машину — разбираемся вместе.

Всего в России около 44 млн легковых автомобилей. По статистике 2024 года, около 9 тыс. из них каждый месяц попадают в ДТП. И это далеко не все автомобили, которые принято относить к битым.

Во-первых, не все происшествия регистрируются: при незначительном ущербе владельцы договариваются о компенсации и не привлекают ГАИ и страховщиков, чтобы информация не попала в официальные базы и не портила «карму» машине. Во-вторых, повреждения после неудачной парковки, поездки по бездорожью, упавшая ветка и множество других ЧП тоже делают машину битой, но не попадают в статистику, потому что их редко кто оформляет. Поэтому если вы решили купить машину с пробегом, стоит разделить понятия битого автомобиля и авто с повреждениями, а потом уже искать варианты.

Что такое битый автомобиль

Битыми на авторынке принято считать машины именно после ДТП. Причем, только те, что получили критические повреждения кузова, а не пару царапин.

Так, к битым будут относиться машины получившие повреждения:

  • Навесных элементов. Это двери салона и багажника, бампер, капот, передние крылья и всё остальное, что держится на креплениях.
  • Несъемных элементов. Например, заднего крыла или крыши. Последнее может говорить о том, что машина переворачивалась.
  • Силовой конструкции. Это каркас, металлический остов машины, отвечающий за геометрию и безопасность автомобиля в сборе.
  • Внутренних узлов и агрегатов, элементов подвески. Потекший радиатор, перекошенный задний мост, кривая рулевая рейка — признаки битого авто.

Как правило, битый автомобиль имеет комплексные повреждения. В зависимости от того, что именно произошло и на какую часть пришелся удар, у него могут быть разбиты фары и бампер, сломаны замки дверей, выбиты стекла, включая лобовое, погнуты лонжероны. Все это ремонтируется и правится, а потом продается — спрос всегда есть.

Преимущества покупки битой машины

Спрос есть, потому что покупать битые машины выгодно. Во-первых, искать машину с безупречной репутацией — слишком долго, и, скорее всего, бесполезно. Многие водители скрывают историю не вошедших в сводки происшествий, а если машина пострадала от собственных рук и была удачно отремонтирована — тем более промолчат.

Как-то в ливень Олеся попала в выбоину на трассе и потеряла руль. Машина уехала в лес, у нее разбилась вся передняя оптика, сломался бампер, загнулся уголок на капоте, смяло правое крыло и вырвало ступицу. ДТП не оформляли. Бампер, оптику и крыло купили и поставили новые, уголок на капоте выправили, ступицу заменили. В базах информации о происшествии нет, машина как новая, но по факту — битая.

Такие машины покупают, заочно соглашаясь с фактом, что авто могло быть в аварии, но претензий по состоянию после ремонта нет. Ниже мы расскажем, на что обращать внимание, чтобы купить хороший автомобиль, пусть и с неидеальной историей.

Но есть и другие машины — которые и продаются битыми. Со всеми повреждениями и сюрпризами, так как владелец просто выставил авто на продажу, даже не сделав полную диагностику. Спрос на такие предложения — достаточный, и вот почему:

  1. Низкая стоимость. В зависимости от характера повреждений, дисконт составляет до половины стоимости битого автомобиля, а иногда и больше. Многое зависит от возраста машины и ее марки: чем сложнее с запчастями, тем ниже может быть цена. Битые авто после «тотала» продают страховые компании и сами владельцы, которые не удосужились оформить Каско, но могут позволить себе купить новый автомобиль. Покупают такие авто как механики-любители, так и компании, занимающиеся перепродажей машин. Можете купить и вы — только сначала оцените затраты.
  2. Возможность приобрести автомобиль премиум-класса по доступной цене. А еще — купить редкую или раритетную машину, которую больше не выпускают или не ввозят в страну.
  3. Варианты для реставрации и тюнинга. Увлеченные техникой люди покупают битые автомобили для того, чтобы превратить их в шедевр. Они покупают дорогие обвесы и колеса, перекрашивают полностью кузов и заказывают дорогую аэрографию — расходы сопоставимы с покупкой целой новой машины, но фишка в том, что новая + тюнинг стоила бы в разы дороже. А битая, как исходный материал, досталась почти даром.
  4. На разбор. То есть на запчасти. Кто-то берет их просто на продажу по элементам — продается всё от кнопки на мониторе и руля до целых амортизаторов с поношенной резиной. А кто-то покупает для ремонта своего авто: если машина старая и запчастей нет, купить битую, чтобы снять с нее двигатель и коробку — не такой уж затратный вариант, если она продается за копейки.
Саша любит джипы. У него клуб единомышленников, где главное развлечение — гонки по бездорожью. По натуральному, качественному, с грязью и болотами, где машины идут в воде под саму крышу, а некоторых приходится доставать вездеходом. Чтобы «месить грязь», Саша купил себе старую «восьмидесятку» — Toyota Land Cruiser-80. У крузака уже «неродные» огромные колеса, какая-то «эдакая» подвеска и другие допы. Он даже зарегистрировал изменения в конструкции в ГАИ. Потому что любовь. А машина была куплена битой.

Есть и третий вариант покупки битого автомобиля — когда вы искали не битую, но в итоге купили авто после серьезного ДТП, сами того не зная. Чтобы не оказаться в такой ситуации, нужно тщательно проверить машину перед покупкой — сейчас сделать это несложно.

Проверка автомобиля перед покупкой

Машину нельзя покупать вслепую. Типичные сюрпризы вторичного рынка — машины после ДТП, со скрученным пробегом, с проблемными документами. А потому — проверяем даже самый идеальный с виду автомобиль.

Визуальный осмотр

Есть несколько ключевых моментов, которые всегда выдают автомобиль после серьезного ДТП:

  • Зазоры между элементами кузова. Обойдите машину со всех сторон, посмотрите на зазоры между бамперами, крыльями, крышкой багажника, капотом и кузовом. Они должны быть ровными по всеми периметру элемента.
  • Оптика. Фары со временем мутнеют, и их износ должен быть одинаковым. Если один «фонарь» объективно светлее — его меняли. Также стоит внимательно отнестись к тюнингу оптики — нередко после ДТП владельцы заменяют фары на новые от рестайлинговых моделей. Это не правило, но осмотреть машину более внимательно — стоит. Если в фарах есть конденсат, скорее всего, их тоже меняли: «родная» оптика не «потеет», а вот китайские аналоги — да.
  • Лакокрасочное покрытие. Его износ тоже должен быть равномерным. Если одна из дверей переливается и блестит, тогда как на остальных есть мелкие «рыжики», царапины и прочие дефекты — возможно, дверь меняли. Если есть толщиномер — пользуйтесь им. Заводская краска лежит слоем 100-200 микрон, и даже если деталь меняли полностью, вы поймете это: просто сравните толщину краски на всех элементах — крашеный в автомастерской элемент будет отличаться от остальных на 30-50 микрон. Если элемент шпаклевали, толщина краски будет 300-400 микрон и выше.
  • Лобовое стекло. Оно часто бьется при аварии. На стеклах есть маркировка, если она не совпадает с годом выпуска машины, есть вероятность, что авто после ДТП. Но есть нюанс — лобовое может разбиться камнем от встречки, а потому посмотрите еще на переднюю оптику, капот и бампер: нет ли следов ремонта.
  • Силовые элементы. На них не должно быть следов инструментов, краски, наплывов от сварки. Заводская сварка — точечная, швы ровные и тонкие. Если на планке под капотом, под дверью багажника, на стойках между дверями есть следы ржавчины, вмятины, герметик — осматривайте авто внимательнее.

Проверка документов и истории автомобиля

Онлайн-сервисы вроде дрома, авто.ру, автотеки и других предлагают покупку отчета об истории авто. В отчете содержится информация о смене владельцев, пробеге по данным станций техобслуживания и ДТП. Отчет платный.

Но базовую проверку вы можете провести сами на сайте Госавтоинспекции — зная VIN или номер кузова, можно получить информацию о периодах регистрации, ДТП, розыске, ограничениях. Также можно проверить, не находится ли машина в кредите (куплена в кредит или предоставлена как залог под кредит наличными) — сервис предоставляет Федеральная нотариальная палата. Дату реального ввоза импортной машины в РФ можно проверить на сайте Таможни, а уточнить владельца — в Системе электронных паспортов (только для машин с ЭПТС).

Папа подарил Максиму на день рождения машину. Полгода в РФ, ввезена из Японии, аукционный лист в наличии, по базам — без ДТП и перепродаж. Спустя год Максим попал в ДТП — ему разбили задний бампер. И оказалось, что бампер уже был ремонтирован — вместе с краской отлетел приличный слой шпатлевки. Обидно. Купили ведь как «не бит, не крашен».

Необходимость профессиональной диагностики

Профессионал пробьет вашу машину по базам, проверит по кузову от качества ЛКП до номеров на оптике, стеклах, состояния силовой конструкции. А еще профессионал может подключиться к бортовому компьютеру автомобиля, чтобы проверить работу систем и все скрытые от глаз показатели. К специалисту можно не обращаться, если вы понимаете историю и состояние авто, например, берете его у знакомого. А вот случайный автомобиль с площадки объявлений проверить надо. Цена и красивое описание — далеко не гарантия, что машина не была в ремонте.

Рекомендации по выбору автосервиса

Услуги проверки авто предлагают частники и компании. Обращаться к частному оценщику может быть удобнее — они готовы приехать в любое место в удобное для вас время, а их услуги стоят дешевле. Компании дают больше безопасности: вы заключаете официальный договор и, в случае «чего», сможете заявить претензию. Более того, компании, как правило, предлагают диагностику на СТО — это больше возможностей для оценки всех параметров автомобиля, включая проверки на стенде.

При выборе специалиста учитывайте:

  • Период работы — чем дольше работает компания, тем меньше вероятности, что это фирма-однодневка, которая в реальности ни за что не отвечает.
  • Отзывы — они есть на форумах автовладельцев, на Яндекс. Картах и других ресурсах.
  • Услуги — выезд в удобное для вас место, перечень проверяемых параметров, способы оценки.
  • Стоимость услуг — цена не должна быть ниже рынка. Если она занижена, есть вероятность, что машина проверяется выборочно, а скрытые дефекты просто не найдут.

Недостатки и риски при покупке битого авто

Безусловно, минусы в покупке авто после серьезного ДТП есть, и их нужно понимать, чтобы не потерять деньги, ну и не портить себе нервы.

  1. Потенциальные скрытые повреждения. Далеко не все видно сразу, у автомобиля после ДТП уже после ремонта могут возникнуть проблемы, которых быть не должно. Например, кривые стойки и лонжероны — это бесконечная проблема сделать сход-развал: ваш автомобиль будет буквально «ехать боком», «есть» резину, а еще станет менее безопасным при новых возможных столкновениях. Замененные подушки безопасности не всегда срабатывают, в электросети возникают короткие замыкания — проблем может быть много, и все они достанутся вам.
  2. Высокие затраты на ремонт. Эксперты советуются отказаться от покупки битого автомобиля, если стоимость покупки и восстановления примерно равна цене такой же машины, но целой. Безусловно, если разбитая машина имеет определенную ценность — это коллекционный или крайне редкий автомобиль — затраты могут быть оправданы.
  3. Трудности с продажей в будущем. Не каждый готов купить машину после ДТП. Даже если она прекрасна. У каждого человека есть свое понимание допустимого ремонта, и чем сильнее были повреждения, тем больше рисков, что при продаже вы останетесь «в минусе», так как вам придется сбрасывать цену, лишь бы избавиться от неудачного приобретения.

Советы по покупке битой машины

Как мы понимаем, в покупке битой машины нет ничего страшного, если вы понимаете, что автомобиль побывал в ДТП и готовы заключить именно эту сделку. Чтобы не разочароваться в покупке после того, как вы отдали деньги, следуйте этим советам:

  1. Аккуратно выбирайте продавца. Машины после ДТП продают непосредственные владельцы и так называемые «перекупы» — это люди или компании, которые скупают машины и зарабатывают на разнице в цене продажи. У них выше заинтересованность в результате сделки, ведь они уже потратили деньги на покупку и теперь хотят не только их вернуть, но и получить прибыль, а потому «перекупы» чаще утаивают реальное положение дел, в том числе, ремонтируют авто, чтобы скрыть крупные повреждения. А ремонт этот может быть дешевым и некачественным — вкладываться в машину на продажу никто не хочет.
  2. Оценивайте затраты на ремонт и восстановление. Такую оценку, в числе прочих услуг, нередко предлагают подборщики авто. Если ремонт обходится дороже покупки такой же машины, но без повреждений — подумайте еще раз, есть ли смысл.
  3. Проверяйте все сами. Даже если вы заказали оценку, найдите немного времени проверить машину хотя бы на сайте ГАИ. Не покупайте вслепую — осматривайте авто перед сделкой, просите видео, сканы всех документов. Исключение — если вы покупаете машину через сервис автоподбора, который несет ответственность за качество оценки.

А когда купите автомобиль, не забудьте его застраховать: полисы ОСАГО и Каско помогут вам в случае возможных происшествий в будущем.

Страница была вам полезна?