Тонировка автомобильных стекол – это нанесение на них специального покрытия, которое снижает уровень светопропускания. Давайте разбираться в особенностях тонировки, какая разрешена в России и какие штрафы предусмотрены за нарушение ее норм.
До 2014 года сотрудники ГИБДД могли снимать номера автомобиля за нарушение норм тонировки. В сентябре этого же года статья, разрешающая такое наказание автовладельцев, утратила силу. Единственным инструментом и по сей день остались штрафные санкции в размере 500 рублей.
Сотрудники ГИБДД в регионах различными способами со ссылками на нормы боролись с нарушениями установленных норм тонировки.
За предыдущие 10 лет несколько раз в Государственной Думе поднимался вопрос об увеличении штрафов за тонировку до 1500 рублей и за повторное нарушение до 5000 рублей или даже лишения прав. Но до конца проект не был утверждён – среди депутатов есть как сторонники, так и противники данных мер.
Тонировка автомобилей – это процесс нанесения специальной покрытия на окна транспортного средства для изменения их светопропускных свойств. Это является популярной практикой среди автолюбителей по нескольким причинам: от улучшения эстетического вида автомобиля до повышения уровня комфорта и безопасности.
Разные виды тонировки выполняют различные функции, позволяя выбрать наиболее подходящий вариант в зависимости от предпочтений и потребностей автовладельца. По типу используемой технологии можно выделить 4 основных типа тонировки: плёнка, напыление, электронная и съемное покрытие. Ниже рассмотрим свойства каждой из них.
Первый и самый распространенный вид – это пленочная тонировка. Она представляет собой нанесение на стекла специальных полимерных материалов, которые могут иметь разный уровень затемнения. Пленочные покрытия защищают салон от прямых солнечных лучей, уменьшают нагрев внутреннего пространства и препятствуют воздействию ультрафиолетового излучения. К тому же, пленка может задерживать осколки стекол при ударе или аварии, что повышает безопасность.
Существуют также методы нанесения тонировки с помощью специальных распылителей (напыление), когда на стекла наносится красящий состав. Этот способ менее популярный, так как требует времени и аккуратности, а полученный результат может оказаться не столь долговечным.
Другим вариантом является электронная, или 'умная', тонировка. Ее особенность заключается в изменении степени затемнения при помощи электрического сигнала. Такой вид тонировки позволяет адаптировать освещенность в салоне в зависимости от времени суток или погодных условий, обеспечивая дополнительный комфорт. Однако установка и эксплуатация электронных систем стоят дороже по сравнению с пленочными решениями.
Съемное покрытие – специальный материал на подложке из пластика. Отличительными чертами этого вида тонировки является то, что она легко монтируется за пару секунд и имеет невысокую цену.
Также выделяются типы тонировки авто:
Светопропускное покрытие должно соответствовать требованиям законодательства. Существует несколько основных документов, на которые ориентируются владельцы авто и сотрудники ГИБДД:
Норма для тонировки переднего остекления автомобиля не менее 70%
Все ограничения по тонировке относятся только к лобовому и передним стеклам. При наличии наружных зеркал заднего вида светопроницаемость для задних стекол не нормируется.
Светопропускание тонированных стекол автомобиля должно соответствовать следующим нормам:
Норма светопропускания для лобового и бокового остекления не менее 70%, для заднего - нормы отсутствуют
Штраф за управление авто с тонировкой, превышающей указанную в техническом регламенте норму, регламентируется частью 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ.
В 2024 году в России действуют штраф за несоблюдение норм тонирования остекления автомобиля в размере 500 рублей. Повторного регламентированного штрафа за тонировку в КоАП РФ нет.
Штраф за тонировку автомобиля могут выписать в следующих случаях:
В России проверка тонировки автомобилей – это процесс, который вызывает множество вопросов у автолюбителей. Для контроля светопропускной способности стекол задействованы сотрудники ГИБДД, которые используют специализированное оборудование – тауметры. Важно, чтобы эти измерительные приборы были включены в Государственный реестр средств измерений и имели действующий сертификат о поверке, что подтверждает их точность и соответствие стандартам.
На данный момент проверка проводится на основании ГОСТ 32565-2013, который регламентирует процедуру измерения. Однако стандарт не содержит четких требований к условиям проведения испытаний, таких как температура воздуха, влажность и атмосферное давление. Это создает правовые коллизии, так как измерения должны выполняться в соответствии с технической документацией тауметра. Например, некоторые модели приборов функционируют корректно только при определенных климатических условиях.
Процедура проверки тонировки достаточно проста. Инспектор ставит излучатель света на внешнюю сторону стекла, а приемник размещает внутри салона. Излучатель пропускает свет через стекло, и приемник фиксирует количество света, прошедшего через него. Результаты отображаются на дисплее тауметра в процентах. Если светопропускная способность стекла ниже 70%, это считается нарушением, и инспектор выписывает штраф. Даже предложение снять пленку на месте не спасет от наказания, так как штраф налагается за уже совершенное нарушение. Все показания прибора о светопропускной способности стекла автомобиля сотрудник ГИБДД обязан внести в протокол. Иначе данный инцидент невозможно доказать.
Ключевой момент, который стоит помнить водителям, – это необходимость проверки документации на измерительное оборудование. Если документы в порядке, протестуя против действий инспектора, можно только усугубить ситуацию. В случае, если превышение тонировки выявлено, рекомендуется как можно быстрее избавиться от пленки, чтобы избежать повторных штрафов. Однако оспорить результаты проверки бывает сложно из-за неоднозначности текущих нормативов. Недостаток четких условий испытаний делает доказательства нарушения методики проверки практически невозможными в суде.
Чтобы избежать штрафа за тонировку, необходимо соблюдать установленные нормы светопропускания. Для этого можно:
В случае неуплаты штрафа за тонировку в срок, предусмотренный законодательством, сотрудник полиции вправе выписать протокол за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. И тут уже наказания более серьезные:
Если автовладелец, нарушивший ПДД, оплатит штраф в течение 20 дней с момента вынесения постановления, он получит скидку в размере пятидесяти процентов.
Оплатить штраф можно несколькими способами:
Все организации и сервисы, кроме почтовых отделений или отделений ГИБДД, берут комиссию 1-3% от суммы штрафа.
Для оплаты понадобятся реквизиты с постановления и данные водителя, либо данные из свидетельства о регистрации ТС автомобиля. Можно оплатить наличными в отделениях банка, почтовых отделениях или ГИБДД, либо банковской картой во всех остальных вышеперечисленных сервисах.
До 2014 года полицейские могли снимать гос номера с авто за нарушение тонировки. Однако в сентябре 2014 года статья, которая разрешала данные санкции удалена из КоАП. Однако сотрудники ГИБДД могут потребовать снять пленку на месте.
Также могут выдать письменное предупреждение со сроком устранения нарушения (не более 10 суток). Если водителя остановят еще раз, то повторный штраф за нарушение тонировки будет такой же 500 рублей, но также полицейский может составить протокол за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, согласно ст. 19.3 КоАП РФ штраф уже составит от 2000 до 4000 рублей.
Сотрудник ГИБДД выдает предписание, в котором отражён срок, за который необходимо устранить нарушение – не более 10 дней. То есть повторно оштрафовать могут после того, как срок предписания истёк, а нарушение не устранено. Повторный штраф будет также 500 рублей.
Нет. Согласно правилам ПДД, «Лицо, совершившее административное правонарушение, не привлекается к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого административного правонарушения в течение двадцати четырех часов с момента первого выявления такого административного правонарушения».
Добиться разрешения на тонировку переднего остекления пытаются периодически в Гос думе, но ни одна инициатива не дошла до конца.
Цена услуги тонировки зависит от размеров самого автомобиля и от марки материалов, используемых для покрытия стекла. В среднем Средняя затонировать задние стелка качественной пленкой или напылением в Москве составляет 5000-7500 рублей.