Когда на приборной панели загорается индикатор со значком двигателя и надписью Check Engine, это означает, что в одной из систем мотора произошел сбой или неисправны какие-то датчики. Пока автомобили были карбюраторными, этот значок говорил об ограниченном круге проблем. Однако с развитием бортовой электроники и усложнением устройства автомобиля круг возможных причин расширился. Рассказываем, что может означать загоревшийся «чек», как себя вести на дороге и в каких случаях нужно срочно ехать в сервис.
Лампочка со схематично изображенным мотором оранжевого или красного цвета означает проблема с двигателем. Главный вопрос — какие именно. Когда мотор работает, система управления регулярно проверяет работу различных датчиков и устройств. Если находится какая-то неисправность или ошибка, они записываются в память системы управления. В момент обнаружения проблемы на приборной панели загорается предупреждающий сигнал Check Engine.
Не паникуйте, если «чек» горит при запуске двигателя. Перед стартом электроника автомобиля проводит самодиагностику и включает все контрольные лампы, которые затем должны погаснуть. Если во время этой проверки лампа «чек» загорается, это нормально. Однако, если все контрольные лампы на приборной панели гаснут, а значок Check Engine продолжает гореть, это серьезный сигнал, что следует обратиться в сервисный центр.
Если горит лампочка «чек», это может быть вызвано разными причинами. Чтобы точно определить ошибку, нужно использовать специальное оборудование для сканирования и чтения кода ошибки. Вот о каких проблемах может говорить включенный «чек»:
Это только несколько возможных причин неисправностей. В любом случае, значок «Проверить двигатель» информирует водителя о наличии проблемы, которая требует внимания. Неправильная работа двигателя может привести к серьезным поломкам, поэтому стоит как можно быстрее выяснить причину.
На авто с продвинутой электроникой система сама покажет конкретные неисправности на приборной панели или экране бортового компьютера. В остальных случаях точную причину покажет только сканер, подключенный к диагностическому OBD-разъему. Далеко не все проблемы, о которых может свидетельствовать включенный Check Engine, критичны — со многими можно продолжать ездить до следующего планового обслуживания авто. Чтобы понять, пора ли уже паниковать, обратите внимание на то, как горит «чек» и как в целом ведет себя автомобиль.
Если Check появился и быстро погас, можно продолжать движение. Скорее всего, проблемы нет вовсе или она была точечной — например, отошел контакт датчика. В таком случае достаточно рассказать о включении индикатора во время следующего ТО, чтобы он проверил коды ошибок.
Когда лампочка «чек» загорается и остается включенной, нужно понаблюдать, как в остальном ведет себя машина. Если нет других симптомов, скорее всего, вышел из строя из датчиков. В таком случае вы можете продолжать пользоваться авто, но диагностику лучше не оттягивать. На дороге постарайтесь передвигаться максимально аккуратно:
Если одновременно с включением индикатора Check автомобиль начал вести себя необычно, проблема, скорее всего, серьезная. Тревожные симптомы — нестабильная работа двигателя, ограничение оборотов, вибрации, странные шумы и другие отклонения от нормы.
Если индикатор мигает, нужно как можно быстрее остановиться на обочине, заглушить мотор и подождать некоторое время, прежде чем снова его завести. После запуска «чек» продолжает мигать или вместе с ним загораются другие контрольные лампы, указывающие на серьезные поломки? В таком случае лучше не рисковать и вызвать эвакуатор, поскольку мотор может заглохнуть в самый неподходящий момент.
Из-за неисправности двигателя повышается риск попасть в аварию. Застраховаться от этого невозможно, но можно застраховать свою ответственность. Оформите полис ОСАГО в Ингосстрахе — выберите тариф и оформите страховку полностью онлайн, машину даже не придется привозить на осмотр.
Прежде чем дезактивировать световой сигнал, нужно найти и устранить проблему, о которой он сообщает. Механики используют для этого специализированный сканер или ноутбук с ПО, разработанным для конкретной марки машин. С помощью этих инструментов механики считывают коды ошибок, содержащиеся в блоке управления двигателем (ЭБУ), и дешифруют их.
Однако иногда ошибка может появляться и исчезать, при этом индикатор «чек» продолжает гореть. В таких случаях можно воспользоваться специальным адаптером и мобильным приложением, чтобы «погасить» ошибку. Обычно Bluetooth-адаптеры универсальные, они позволяют получать данные о основных ошибках на самых распространенных моделях автомобилей.
Временно удалить ошибку можно ненадолго обесточив автомобиль. Для этого нужно отсоединить минусовой провод от аккумулятора и подождать примерно 10–20 секунд. После этого индикатор обычно гаснет, но если проблема не решена, через какое-то время он снова загорится.
Если лампочка горит из-за некачественного топлива, в идеале бензин или солярку лучше полностью слить и заменить более подходящим топливом. После этого индикатор погаснет сам.