Как изменения в параллельном импорте с 1 апреля повлияют на цены на иномарки

Повышение стоимости параллельного импорта с 1 апреля: конец эры дешевых иномарок

С началом апреля в России прекращается действие так называемого 'киргизского транзита', популярного метода импорта автомобилей через Киргизию, который позволял обходить более высокие таможенные ставки. Этот маршрут использовали как индивидуальные перекупщики, так и крупные автодилеры для ввоза недорогих иностранных автомобилей в Россию, благодаря более низкому НДС в Киргизии и особенностям таможенного оформления в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Однако с введением единой системы оценки стоимости автомобилей в странах ЕАЭС, стоимость машин, ввозимых через Киргизию, предполагается увеличить на 25%. Это изменение приведет к росту цен на 'серый' импорт, делая ввоз дешевых иностранных автомобилей менее привлекательным.

Закрытие киргизского пути

Привлекательность Киргизии для автоимпортеров заключалась в низких налоговых ставках и возможности ввоза автомобилей на территорию РФ после выполнения ряда условий, таких как оплата утильсбора и получение необходимых сертификатов, включая ЭРА-ГЛОНАСС. Таможенные сборы в Киргизии рассчитывались на основе собственной оценочной стоимости авто, что позволяло существенно экономить на растаможке новых автомобилей, иногда декларируемых как подержанные для снижения стоимости.

Например, растаможка нового Toyota Land Cruiser 300 могла обойтись в 1,5 млн рублей через Киргизию по сравнению с почти 2,5 млн рублей, если бы она происходила напрямую в России. Учитывая дополнительные расходы, такие как утильсбор, разница в стоимости делала 'киргизский транзит' выгодным для многих.

Несмотря на изменения, личный ввоз иномарок все еще может быть выгодным для отдельных лиц, однако общая тенденция показывает уменьшение привлекательности данного способа импорта автомобилей из-за ужесточения правил и увеличения стоимости.

В результате значительного объема импорта через Киргизию в прошлом году, эта страна заняла прочное второе место среди основных источников поставок автомобилей в Россию, уступая только Китаю, откуда преимущественно поступают автомобили, импортированные через официальные каналы. Этот внушительный поток, минуя фискальные барьеры, не мог остаться без внимания российских властей. Уже в прошлом году началось постепенное закрытие 'серых' схем: с августа были повышены ставки утильсбора для юридических лиц, что в некоторых случаях привело к увеличению налогов в 1.7–3.7 раза.

Основной же удар по механизму параллельного импорта был нанесен с изменением правил: теперь для автомобилей, растаможенных в любой из стран ЕАЭС, включая Россию, Киргизию или Белоруссию, предусмотрено доначисление недоплаченных акцизов, пошлин и НДС через увеличенный утильсбор. Этот шаг фактически лишает смысла ввоз автомобилей альтернативными маршрутами.

Перспективы цен на автомобили в условиях новых правил, независимый эксперт автомобильного рынка, отмечает, что средняя стоимость автомобилей, ввозимых через киргизскую схему, колеблется в пределах 3.5–4 млн рублей. С учетом изменений, отменяющих выгоду киргизского маршрута, конечная цена на импортируемые авто может вырасти на 20–25%. Однако эксперт считает, что это не остановит параллельный импорт.

«Спрос на новые автомобили, который не был удовлетворен в 2022 и последующем году, я оцениваю примерно в 600–650 тысяч единиц. Этот неудовлетворенный спрос, а также высокий интерес к ввозу автомобилей через неофициальные каналы, вероятно, сохранится до тех пор, пока рынок не достигнет насыщения».

Эксперты сравнивают недавний способ ввоза автомобилей через Киргизию с использованием чит-кодов в компьютерных играх, подчеркивая его 'читерскую' выгоду. Независимый автоэксперт, прогнозирует, что с закрытием этого канала стоимость автомобилей, ввезенных таким образом, подскочит на 20–25%. Это подтверждается на примере популярной модели Geely Monjaro, цена которой вырастет с 3,3 до 4 млн рублей.

В то же время, переход на внутреннее производство автомобилей станет основной тенденцией среднесрочной перспективы, сужая поле для параллельного и 'серого' импорта до премиальных моделей. Несмотря на начало снижения цен у официальных импортеров к концу 2023 года, эксперты не ожидает дальнейшего падения цен из-за слабеющего курса рубля.

С другой стороны, не предвидится и значительного роста цен. Для китайских производителей сейчас важнее объемы продаж, чем маржа с каждого проданного автомобиля. Это означает, что большинство китайских марок постараются удержать цены на прежнем уровне или повысят их незначительно, чтобы не снижать продажи и не гнаться за краткосрочной прибылью – прокомментировали эксперты.

Ввоз подержанных автомобилей частными лицами из стран, таких как Германия, США, Китай, Япония, и Южная Корея, продолжится без существенных изменений. Для тех, кто импортирует один автомобиль в возрасте от трех до пяти лет для личного пользования раз в год, ни увеличение утильсбора, ни изменение методики оценки стоимости не окажут влияния.

Также отмечается, что изменения коснутся в основном тех, кто использовал киргизский маршрут для бизнеса. Такие 'мамкины перекупы', как их называют на рынке, вероятно, исчезнут, поскольку основной их стратегией был ввоз автомобилей через Киргизию. Однако для профессионалов, имеющих опыт и установленные каналы поставок, бизнес не изменится значительно.

Касательно вопроса о дополнительных платежах за машины, растаможенные до 1 апреля, существует практика доначисления утилизационного сбора за автомобили, которые были закуплены перед введением новых ставок, но не успели быть оформлены вовремя. Тем не менее, если автомобиль был должным образом растаможен до изменения правил, дополнительных платежей с владельца требоваться не будет, так как действующее законодательство не предусматривает обратную силу.

Страница была вам полезна?