–Тема нашей беседы – "Выживет ли сегмент страхования КАСКО в условиях кризиса?"
–Отличный вопрос, вопрос персонального выживания, поэтому жизнь положу, но выживет в России.
–Тем более что у вас все-таки доля в портфеле на сегодняшний день до 45% доходит этого сегмента.
–Да, "Ингосстрах" – крупнейший страховщик КАСКО в нашей стране. От того, что выживет или не выживет, в значительной степени зависит благополучие такой компании, одного из старейших страховщиков на рынке, поэтому мы все сделаем, чтобы выжили.
–Значит, старейший страховщик на рынке должен как никто другой знать, насколько сегодня в условиях так называемого кризиса востребованы полисы КАСКО у российских автовладельцев.
–Здесь довольно простая ситуация. Поскольку я давно на этой позиции в "Ингосстрахе", и поскольку мы должны признаться, что у нас произошла трансформация социализма в капитализм, то капитализм от кризисов не умирает, а капитализм после кризиса появляется молодым, здоровым и энергичным. Это не первый и не последний, скорее всего, кризис, поэтому точно выживем, но выживем уже обновленные, быстренькие, хорошие и поближе к клиенту и с разумной ценой на все наши продукты, которые мы продаем.
–Мы с вами уже несколько раз сказали слово "выживем". Неужели на сегодняшний день ситуация такая, что можно сказать, что КАСКО находится в кризисе?
–Да, действительно это так. Причем если вся экономика России попала в конструкцию идеального шторма, то в КАСКО идеальный шторм образовался не в один день, он сложился за пару последних лет, хотя, возможно, для рядовых потребителей, участников рынка этот процесс был не очевиден.
Мы как компания, это правда, начали готовиться к кризису, даже дата есть, 1 февраля 2013 года, поскольку в страховании все инерционно, мы набираем портфель и с этим портфелем живем реально с его убытками порядка 22-24 месяцев. Поэтому то, что мы делали в 2013 году, сейчас мы результаты этого получаем в полном объеме. И картина очевидная. Первое, что произошло и что, скорее всего, рынок не сразу понял и, может быть, до конца не понял сейчас, – произошел после первой мягкой девальвации конца 2012 года, начала 2013 года, произошел разрыв в стоимости автомобиля и стоимости запасных частей. В течение 2013-2014 годов стоимость на автомобили не росла, цены на запчасти росли.
Поскольку в России сложилась система тарификации стоимости полисов КАСКО в процентном отношении от стоимости автомобиля, то получился, совершенно очевидно, недобор страховой премии, поскольку он не учитывал в полном объеме инфляцию в части стоимости запасных частей, которые в подавляющей массе у нас импортные. Поскольку страхуются в России в основном автомобили до двух лет, здесь самое высокое проникновение, а для их ремонта используются импортные запчасти.
–Вы сказали, что рынок штормит. Хотелось бы спросить и о вас, и о ваших партнерах, иными словами, не возникнет ли в этом шторме такая фраза: "Товарищи, вахта не в силах стоять"? Выросла ли убыточность страховщиков?
–Впервые в этом году страховщики должны дать убыточность по международной системе финансовой отчетности, по МСФО, которая должна показать, где "голые короли". Понятно, что это первый опыт, но, тем не менее, она радикально отличается от отчетности по российской бухгалтерской системе, РСБУ, и мы увидим реальный статус. В целом по КАСКО рынок в минусе, то есть убыточность там больше 100%, денег собранных премий не хватает для того, чтобы заплатить убытки.
При наличии модели ведения бизнеса, в которой жили ряд достаточно крупных страховых компаний, cash flow, то есть первоначальные деньги, уходили не на оплату убытка, не на формирование резерва незаработанной премии. Они уходили на всякие дела, потом приходили убытки, эти убытки платились из новой премии. И когда продажи тормознули и продуктов, и всего этого, нужен был cash, за этот cash платили повышенную комиссию. Когда рынок стал ужиматься, а рынок действительно ужимается, ясно, что выживать в таких условиях, когда моторный портфель КАСКО + ОСКАГО – это примерно 40-45% всего рынка, уже в таких условиях компаниям, где моторный портфель больше 60%, очень проблематично. То есть не все товарищи перенесут вахту.
–Тем более что вы сказали, что сейчас появилась не детская формулировка "Король-то голый". Что может произойти с рынком, даже не с рынком, а с клиентами "голых королей", куда они уйдут?
–Это серьезная проблема. В отличие от ОСАГО, там, где существуют компенсационные фонды под управлением РСА и обанкротившиеся, и ушедшие компании с рынка не получают, клиенты этих компаний получают возмещение убытков от РСА из этих фондов. В ОСАГО это добровольный вид страхования, это та же самая игра и финансовые пирамиды, и большие проценты по вкладам. Это одна из тех игр, когда дешево хорошо не бывает.
–Кризис – это одно, но есть факты снижения продаж новых автомобилей. Повлияло ли это на рынок страхования КАСКО?
–Это критический фактор для рынка КАСКО, потому что существует очень жесткая корреляция между объемом рынка КАСКО и объемом продаж новых автомобилей, поскольку так уж исторически сложилось, что в России страхуют только новые автомобили, и с возрастом проникновение КАСКО там драматически падает. Если мы в лучшие годы имели 10% автомобилей, которые ездят по нашим дорогам, застрахованные по КАСКО, то с падением продаж новых автомобилей их доля снижается, и сейчас, я думаю, эта цифра – в районе 8-8,5%. А это очень важный показатель, поскольку он формирует общую ситуацию на рынке, и я уже начал говорить о том, что в модели "кэш-флоу" ряд компаний отваливается, дискредитируется сам институт страхования, падает спрос на эти услуги, ну и сжатие рынка носит критический характер. Это очень важный момент.
Мы начали говорить, первое – это ножницы между ценами на автомобили и стоимостью запчастей, второе – это падение и сужение рынка продаж КАСКО, количество договоров упало. Там два драйвера: автомобили и снижение кредитного страхования, поскольку продажи в кредит с какого-то момента начали резко останавливаться. А после Нового года при новом уровне банковских ставок оно практически стремится к нулю.
–Если говорить про цифры, есть связь между машинами не новыми, не сегодняшними, их ремонтом и девальвацией рубля? Можно ли оценить, насколько выросла стоимость ремонта теперь?
–Безусловно, тем и отличаются страховые компании сегодня. На самом деле это институты, которые обладают большими информационными базами, и они занимаются препарированием и выстраиванием взаимосвязей между различными событиями и явлениями. С точки зрения ремонта, средний убыток, который является для нас важным индикатором, на сегодня на 60-65% (для особо дорогих автомобилей) и до 72-75% состоит из стоимости запчастей, дальше идет стоимость лакокрасочных материалов – 7-10%, а остальное – это зарплата людей, которые стучат по железкам, снимают, ставят, красят. Естественно, рост стоимости запчастей сейчас приобретает устойчивый характер, но производители выбирают разные модели поведения, драматически разные. На одном краю находится Honda, которая фактически единомоментно подняла стоимость запчастей на 48% и фактически убила будущее страхование Honda по КАСКО, а, с другой стороны, есть производители, которые подвинули всего на 2% стоимость запчастей. Поэтому диапазон изменения среднего убытка находится где-то здесь, и страховщики пытаются компенсировать ростом тарифов увеличение среднего убытка.
–Не приведет ли это к тому, что люди начнут как-то по-другому выкручиваться из ситуации, хотя КАСКО, как вы понимаете, – все-таки добровольная история? Подорожает ли полис? Иными словами, мы говорили о шторме, о страховых компаниях, которые стоят вахту. Понятно, что "голые короли" и те, кто не может вахту стоять, отваливаются – прекрасно. Но этот корабль, этот пароход плывет, и им управляют страховые компании. Подорожает ли билет на этот пароход, подорожает ли полис КАСКО в ближайшее время?
–Хороший вопрос. Дело в том, что при сегодняшнем уровне тарификации нет понятия некой средней цены. Фактически, когда "Ингосстрах" учитывает при назначении цены полиса порядка 35 факторов – это индивидуальное страхование, и тариф здесь движется и вверх, и вниз, и во все стороны. Поэтому нет среднего параметра. Средний параметр КАСКО может быть по "железяке", но когда вы начинаете учитывать личностные факторы человека, который сидит за рулем автомобиля, здесь движение может быть разнонаправленным и достаточно сложным. Но мы понимаем, что в условиях кризиса цена становится критичной. То есть то самое классическое КАСКО, которое мы продавали как продукт с условным названием "премиум", так же тупо для того же самого владельца подорожает на рост стоимости среднего убытка, это может быть и 10%, и 15%, и 25%.
Помимо стоимости ремонта, там важная вещь – это стоимость самого автомобиля, которая просто переносится в стоимость риска угона. В условиях кризиса мы очень хорошо понимаем, что угоны будут расти, поскольку запчасти подорожали, и очень многие машины будут угоняться на разборку для последующего использования в криминальном обороте. И что мы делаем? Мы сделали а-ля конструктор продуктовый, где на любые "хотелки" клиента мы можем сделать полис, который будет ему по карману. С нашей точки зрения, наиболее разумный подход – это защищать катастрофические убытки. Катастрофические убытки – это угон, пожар и тяжелая авария.
–Игорь Сергеевич, вы перечислили достаточно много параметров, которые влияют сегодня и могут повлиять на стоимость полиса, основные из которых, разумеется, удорожание ремонта. При этом предложат ли на рынке решение оптимизировать эти траты?
–Следуя всяким мудростям, мы рассматриваем кризис не только как проблемы, но и как время возможностей, и это очень хороший период, когда можно войти с принципиально новыми вещами. Такой принципиальной новой вещью для рынка станет то, что рынок тестировал, пробовал, использовал и что приобрело, в общем, устойчивое выражение "умное страхование".
–И на основе UBI?
–UBI, Usage Based Insurance.
–Привьется ли оно в России?
–Мы уверены, что оно привьется, потому что потенциал этого рынка огромный, западники оценивают трехлетний период увеличения количества застрахованных автомобилей в Европе с 20 до 186 млн, и мы оцениваем, что доля на нашем российском рынке "умного страхования" в перспективе трех-пяти лет составит 10-15% от всего КАСКО. Страхование это принципиально другого характера, поскольку весь андеррайтинг и вся тарификация сегодня делается по методу – мы накопили статистическую информацию и экстраполируем ее в будущее. Здесь же тарификация идет исходя из реального использования автомобиля и характера управления автомобилем. Платишь, как ездишь, и платишь, как водишь – это принципиально новый подход, который позволяет хорошим водителям получать колоссальные скидки.
Справедливые скидки за стиль вождения могут доходить до 60%. Ключевой вопрос – набрать факторы, которые влияют на определение стиля. Это вот главная тема, которая стоит перед российским рынком. И здесь, в отличие от Европы, существует огромная специфика, связанная с концентрацией транспорта в крупных мегаполисах, с трафиками, которые у нас существует, с сезонностью ярко выраженной, с отменой продолжительности дня в течение года, что довольно здорово оказывает влияние на конкретную ситуацию и конкретных местах. Поэтому нам нужна большая база статистическая в течение нескольких лет, на большом количестве застрахованных автомобилей для того, чтобы справедливо устанавливать тарифы и для хороших, и для плохих водителей.
–"Ингосстрах" создает такую базу, а сегодня в 2015 году почти в конце февраля месяца как быстро умный и профессиональный водитель может перейти на "умное страхование"?
–Мы поставили на полку и продаем продукт, который называется "обратная связь", схема очень простая: мы бесплатно отдаем мониторинговый блок, который не требует специальных знаний и опыта для установки его. Он устанавливается так: втыкается штепсель в розетку, человек ездит два месяца, и по стилю его езды за два месяца мы ему на следующий страховой год предлагаем скидку в зависимости от стиля вождения.
–Эта скидка предусмотрена для ваших клиентов или для вновь пришедших?
–Эта скидка предусмотрена для всех, кто проездил два тестовых месяца и проехал не менее, чем 500 км.
–Иными словами не так все плохо и, скорее всего, у такого сегмента страхования, как КАСКО есть возможность в штурме выжить?
–Безусловно, я просто уверен, проходя, вспоминая 2008–2009 год, "Госстрах" получил приток клиентов из очень простой логики среднего класса – то, что у меня есть, надо сохранить, я буду реже менять машину, но то, что у меня есть, я должен сохранить. Сейчас будут расти франшизные продукты, человек осознает, что, если он откажется от покраски сколов, царапин, то он может сэкономить очень большие деньги, до 40–50% на классическом продукте.
–Мы с вами уже говорили о том, что есть шторм, есть те, кто не выстоят вахту, и что при этом при всем движется корабль и даже есть какие-то умные решения по тому, чтобы он двигался. Вы не пассажир этого корабля, вы – один из тех, кто управляет им. Скажите, ваши прогнозы в этом путешествии, в этом году?
–Любой кризис – это очищение. Тот, кто на нем остается, будет ближе к клиенту, он будет более эффективный, менее затратный и более гибкий, способный к переменам и росту в любых условиях.
–Иными словами: при чистом топливе, при чистой воде корабль плывет. А то, о чем мы сегодня с вами говорили, о том, что, скорее всего, сегмент страхования КАСКО…
–Будет развиваться.
–Слухи о его смерти…
–Преждевременны.
–Спасибо!
–Пожалуйста!