Курортный сбор – это дополнительный налог, который взимался с совершеннолетних туристов, которые отдыхают на территории определённых курортных регионов России с условием размещения в отелях, гостиницах, пансионатах, санаториях более суток. Все начиналось как эксперимент по развитию курортной инфраструктуры, регулируемым федеральным законом № 214-ФЗ. Данный эксперимент проводился до конца декабря 2024 года и применялся в Санкт-Петербурге, на Федеральной территории «Сириус»; в Ставропольском крае (Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск); в Краснодарском крае (Геленджик, Анапа, Сочи, Горячий Ключ) и ограниченно в Алтайском крае (Белокуриха). В каждом из городов применялись свои ставки курортного сбора, но не больше 100 рублей в сутки. Сбор был введен для обеспечения устойчивого развития туристической отрасли, улучшения инфраструктуры курортных территорий, поддержания экологии и повышения безопасности отдыхающих. Были освобождены от уплаты доп налога дети до 18 лет, пожилые люди старше 70 лет, лица с инвалидностью, граждане на лечении, а также сотрудники в командировках.
С 1 января 2025 года курортный сбор заменяется туристическим налогом, который будет действовать на территории всей РФ, но при этом принятие решения о том, взимать его или нет возложено на местные власти. При этом обязательным условие является присутствие гостиничных объектов в реестре классифицированных средств размещения.
Система налогообложения в сфере туризма претерпевает изменения, обусловленные необходимостью модернизации инфраструктуры и повышения конкурентоспособности российских регионов. Введение туристического налога направлено на увеличение бюджетных поступлений, которые будут использоваться для улучшения качества туристических услуг, модернизации дорог, общественных пространств, пляжей, объектов культурного наследия и экологических зон. Налог также позволит повысить уровень сервиса в гостиничном бизнесе, финансировать программы по развитию туристической отрасли и обеспечивать устойчивый рост доходов в регионах.
Туристический налог представляет собой процент от стоимости проживания в гостиницах, хостелах и других средствах временного размещения. Его администрирование возлагается на владельцев этих объектов, а окончательная ставка определяется местными властями в рамках установленных федеральных лимитов. В этой статье рассматриваются ключевые аспекты функционирования нового налога, его правовое регулирование, экономические последствия и перспективы дальнейшего развития.
в Налоговом кодексе появилась новая глава 33.1. Эксперимент по взиманию курортного сбора завершился 31.12.2024. Благодаря чему был введен туристический налог. Правовая основа нового налога закреплена в Налоговом кодексе РФ.
Информацию о действии туристического налога в том или ином регионе можно уточнить на сайте регионального или местного органа власти – там будет представлен соответствующий нормативный акт.
Туристический налог не взимается напрямую с путешественников. Он включается в стоимость проживания и администрируется владельцами средств размещения: гостиниц, отелей, хостелов, санаториев и пансионатов. Налоговая ставка в 2025 году составляет 1% от стоимости проживания, но в дальнейшем будет увеличиваться до 5% к 2029 году.
Региональные и муниципальные власти самостоятельно принимают решения о введении налога. Это означает, что в одних субъектах налог будет действовать, а в других его не будет. В число регионов, рассматривающих введение туристического налога, входят Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Крым, Калининградская область и Алтайский край.
Владельцы гостиничных объектов обязаны вести учёт начисленного налога и отражать его отдельной строкой в расчётных документах. Оплата налога производится ежеквартально, декларация подаётся до 25-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, а сумма налога должна быть перечислена в бюджет до 28-го числа того же месяца. Для корректного учёта налог рекомендуется отражать на специальных субсчетах бухгалтерского учёта (счета 68 и 90), аналогично НДС.
Сроки сдачи декларации и уплаты налога
Отчётный период | Срок сдачи налоговой декларации | Срок уплаты налога |
I квартал (январь - март) | до 25 апреля | до 28 апреля |
II квартал (апрель - июнь) | до 25 июля | до 28 июля |
III квартал (июль - сентябрь) | до 25 октября | до 28 октября |
IV квартал (октябрь - декабрь) | до 25 января | до 28 января |
От уплаты туристического налога освобождены следующие категории граждан:
Власти субъектов Российской Федерации имеют право расширять список льготников, устанавливая дополнительные категории граждан, освобождённых от налога.
За нарушение сроков уплаты и подачи отчётности предусмотрены штрафные санкции. В соответствии со статьёй 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату или неполную уплату налога вследствие ошибок в расчётах налагается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы. Если будет доказано умышленное уклонение от уплаты налога, штраф увеличивается до 40% от суммы задолженности. Кроме того, нарушение порядка ведения налогового учёта может повлечь дополнительные административные меры.
Введение туристического налога требует понимания его расчёта, так как налог зависит от стоимости проживания и наличия минимального порога. Ставка составляет 1% от стоимости проживания без НДС, но не менее 100 рублей за сутки с каждого проживающего.
Если рассчитанная сумма налога меньше 100 рублей за сутки с человека, применяется минимальная сумма.
Для упрощения восприятия ниже приведены подробные примеры расчёта, разъясняющие различные ситуации.
Параметр | Значение |
Ставка налога (2025 год) | 1% от стоимости проживания без НДС |
Минимальный налог в сутки | 100 рублей |
Что входит в стоимость проживания? | Вся сумма, оплаченная за проживание, за исключением НДС |
Когда применяется минимальный налог? | Если рассчитанный налог меньше 100 рублей в сутки |
Как рассчитывается налог для групп? | По общему тарифу номера, но с учётом минимальной суммы за каждого человека |
Гость останавливается в отеле на 3 дня. Стоимость номера – 2 400 рублей в сутки, включая НДС 20% (400 рублей).
Шаг расчёта | Формула | Результат |
Стоимость проживания без НДС | 2 400 - 400 | 2 000 руб. |
Налог по процентной ставке | 2 000 × 1% | 20 руб. (за сутки) |
Общий налог за 3 суток | 20 × 3 | 60 руб. |
Минимальный налог за 3 суток | 100 × 3 | 300 руб. |
Итоговый налог к уплате | Применяется минимальная сумма | 300 руб. |
Так как рассчитанный налог (60 рублей) оказался меньше минимальной суммы (300 рублей), уплачивается 300 рублей.
Семья из 3 человек останавливается на 5 суток. Стоимость номера – 4 500 рублей в сутки, включая НДС 20% (750 рублей).
Шаг расчёта | Формула | Результат |
Стоимость проживания без НДС | 4 500 - 750 | 3 750 руб. |
Налог по процентной ставке | 3 750 × 1% | 37,50 руб. (за сутки) |
Общий налог за 5 суток | 37,50 × 5 | 187,50 руб. |
Минимальный налог за 5 суток | 100 × 5 | 500 руб. |
Итоговый налог к уплате | Применяется минимальная сумма | 500 руб. |
Так как рассчитанный налог (187,50 рублей) меньше минимальной суммы (500 рублей), к оплате подлежит 500 рублей.
Организация разместила 15 сотрудников в гостинице на 20 дней. Стоимость проживания за одного сотрудника – 3 000 рублей в сутки, включая НДС 500 рублей.
Шаг расчёта | Формула | Результат |
Стоимость проживания без НДС | 3 000 - 500 | 2 500 руб. |
Налог по процентной ставке | 2 500 × 1% | 25 руб. (за сутки) |
Общий налог за 20 суток | 25 × 20 | 500 руб. |
Минимальный налог за 20 суток | 100 × 20 | 2 000 руб. |
Итоговый налог на 1 сотрудника | Применяется минимальная сумма | 2 000 руб. |
Итоговый налог на всех сотрудников | 2 000 × 15 | 30 000 руб. |
Так как рассчитанный налог (500 рублей на одного сотрудника) меньше минимального налога (2 000 рублей на одного сотрудника), к оплате подлежит 30 000 рублей.
Гостиница предоставляет лечебно-оздоровительное размещение на 14 дней. Стоимость номера – 5 500 рублей в сутки, включая НДС 900 рублей.
Шаг расчёта | Формула | Результат |
Стоимость проживания без НД | 5 500 - 90 | 4 600 руб. |
Налог по процентной ставке | 4 600 × 1% | 46 руб. (за сутки) |
Общий налог за 14 суток | 46 × 14 | 644 руб. |
Минимальный налог за 14 суток | 100 × 14 | 1 400 руб. |
Итоговый налог к уплате | Применяется минимальная сумма | 1 400 руб. |
Если размещение оплачено государством | Налог не взимается | 0 руб. |
При оплате государством налог не взымается. В иных случаях налог составит 1 400 рублей за 14 суток проживания.
Обязанность по подаче декларации и уплате туристического налога возлагается на владельцев объектов размещения.
Индивидуальные предприниматели (ИП) и юридические лица, работающие в сфере гостиничного бизнеса, обязаны ежеквартально отчитываться перед налоговыми органами, даже если у них не было гостей в отчётном периоде (в таком случае подаётся «нулевая» декларация).
Налоговая декларация по туристическому налогу должна содержать:
После подачи декларации необходимо перечислить налог в бюджет:
Платёжное поручение должно содержать: ИНН и КПП налогоплательщика, код бюджетной классификации (КБК), реквизиты налогового органа, сумму платежа.
Если у одной организации несколько гостиниц или отелей в одном городе, можно:
Для этого необходимо уведомить все задействованные налоговые органы о консолидированной уплате налога.
В случае, если объекты размещения находятся в разных субъектах РФ, налог рассчитывается и уплачивается отдельно для каждого региона.
Для корректного отражения туристического налога в бухгалтерском и налоговом учётах следует применять отдельные субсчета и обеспечивать раздельный учёт данного налога, не смешивая его с другими платежами, такими как НДС или налог на прибыль. Ниже представлены подробные расчёты и рекомендации для ведения учёта туристического налога.
Туристический налог учитывается на отдельных субсчетах аналогично НДС, что обеспечивает прозрачность учёта и упрощает составление отчётности.
Рекомендуемые субсчета:
Основной счёт | Название счёта | Используемый субсчёт | Назначение субсчета |
90 | Продажи | 90-4 | Учёт начисленного туристического налога |
68 | Расчёты по налогам и сборам | 68.ТН | Учёт задолженности перед бюджетом по туристическому налогу |
При налоговом учёте следует учесть особенности, связанные с начислением и уплатой туристического налога:
Система налогообложения | Особенности отражения туристического налога |
Общая система (ОСНО) | Туристический налог отражается на отдельных субсчетах и не влияет на налог на прибыль и НДС |
Упрощённая система (УСН) | Туристический налог не включается в доходы и расходы, учитывается отдельно на отдельных субсчетах |
Все документы, связанные с предоставлением услуг временного размещения, должны содержать отдельную строку с туристическим налогом.
Обязательные документы и порядок отражения налога:
Документ | Как отражать туристический налог? |
Счёт на оплату | Туристический налог отдельной строкой, после НДС |
Акт выполненных работ (оказанных услуг) | Туристический налог отдельной строкой |
Кассовый чек, БСО | Туристический налог отдельной строкой или отдельной позицией |
Ошибка в учёте | Правильный подход и рекомендация |
Туристический налог учитывается в общей выручке | Создайте отдельный субсчёт (90-4) для туристического налога и отражайте его отдельно |
Включение туристического налога в расходы по налогу на прибыль или УСН | Помните, что туристический налог не учитывается в доходах и расходах для целей налогового учёта |
Использование общего счёта 68 без разделения | Откройте отдельный субсчёт 68.ТН и используйте его только для расчётов по туристическому налогу |
Если организация управляет несколькими гостиницами в пределах одного города, она может подавать единую декларацию и уплачивать налог централизованно через один налоговый орган. Для этого необходимо предварительно уведомить все задействованные налоговые инспекции и чётко вести внутренний учёт по каждому объекту размещения отдельно.
Введение туристического налога неизбежно повлияет на гостиничный бизнес и туристическую отрасль. Незначительное повышение стоимости проживания не должно существенно сказаться на турпотоке, однако важно обеспечить прозрачность расходования налоговых средств, чтобы они действительно способствовали развитию туристической инфраструктуры.
В будущем возможно появление дифференцированных налоговых ставок, при которых наиболее популярные курорты будут платить больше, а развивающиеся туристические направления – меньше. Кроме того, может быть рассмотрен механизм возврата налога для длительно проживающих туристов и бизнес-путешественников.
Туристический налог с 2025 года станет важным инструментом для финансирования туристической инфраструктуры в регионах. Его успешное внедрение зависит от прозрачности администрирования и справедливого распределения налоговой нагрузки. Региональные власти должны тщательно проработать механизмы расходования поступлений, чтобы налог оправдал свою цель и способствовал развитию туризма в России.