С 1 апреля 2025 года в России традиционно проводится ежегодный пересчёт коэффициента бонус-малус (КБМ), который напрямую влияет на стоимость полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Понимание механизма работы КБМ, факторов, от которых он зависит, и способов его проверки поможет водителям эффективно управлять своими расходами на страхование.
Коэффициент бонус-малус (КБМ) — это показатель, отражающий страховую историю водителя. Он учитывает количество страховых случаев, произошедших по вине водителя, и влияет на стоимость полиса ОСАГО. Чем меньше страховых выплат было произведено по вине водителя, тем ниже его КБМ, и, соответственно, дешевле страховка. И наоборот, частые страховые случаи увеличивают КБМ и стоимость полиса.
Проверка актуального значение КБМ с 1 апреля 2025 года осуществляется через сайт НСИС. Для этого необходимо ввести данные водительского удостоверения и другие запрашиваемые сведения. Система предоставит информацию о текущем коэффициенте и классе водителя. Более подробно почитать что такое НСИС можно в нашей статье в блоге.
Если водитель становится виновником ДТП, его КБМ увеличивается. Например, после одной страховой выплаты класс водителя может снизиться, что приведет к увеличению коэффициента. Чем больше выплат, тем выше КБМ. Важно отметить, что если водитель не является виновником ДТП, его КБМ не изменяется.
Однако, снижение КБМ после аварии – процесс не мгновенный. Повышенный коэффициент будет применяться в течение года, до следующего периода страхования. Только по истечении этого срока, при условии безаварийной езды, КБМ начнет постепенно восстанавливаться.
Следует учитывать, что информация о ДТП и страховых выплатах хранится в единой базе данных Российского Союза Автостраховщиков (РСА). Таким образом, смена страховой компании не позволит избежать применения повышенного КБМ. Все страховые компании имеют доступ к этой базе и обязаны учитывать историю страхования водителя.
Восстановление КБМ до первоначального значения может занять несколько лет безаварийной езды. Поэтому, во избежание увеличения стоимости полиса ОСАГО, рекомендуется соблюдать правила дорожного движения и быть внимательным на дороге.
Коэффициент бонус-малус (КБМ) — это система, которая позволяет владельцам автотранспортных средств снижать стоимость страхования, если они ведут безаварийную езду. Система КБМ активно применяется в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в России.
1.Безаварийная езда:
КБМ снижается только при условии, что в течение страхового периода (обычно одного года) водитель не стал виновником аварийных ситуаций. Это означает отсутствие зарегистрированных страховых случаев, по которым была осуществлена выплата.
2.Повышение класса водителя:
Каждый год безаварийной езды водитель повышает свой класс. Классы варьируются от 0.5 до 2.0, где 0.5 – минимальный класс для водителей, которые долго не имели ДТП, а 2.0 – максимальный, который означает высокий риск.
3.Система снижения:
При отсутствии страховых случаев класс водителя может изменяться:
На 1 класс вниз — если у водителя был класс 1.0 и выше.
Например, если у водителя был КБМ 1.0 и в этом году не было аварий, то на следующий год его КБМ составит 0.95.
4.Механизм расчета:
Каждый страховой год безаварийной езды приводит к снижению КБМ, что, в свою очередь, снижает стоимость полиса.
КБМ пересчитывается по следующей формуле, где КБМ прошлогоднего класса делится на указатель понижения, который может колебаться в зависимости от условий страховой компании.
Страховые случаи:
1.Если у водителя произошло несколько страховых случаев, он может потерять класс и платить больше за страховку в следующем страховом периоде.
2.Перенос КБМ:
В случае смены страховой компании, водитель может перенести свой текущий КБМ, но важно иметь соответствующие документы (например, полис предыдущего года) для подтверждения.
3.Временные ограничения:
Необходимые составляющие для корректного снижения КБМ могут также включать, что у водителя есть действующий полис и выполнены все условия предыдущего договора.
Во многом КБМ стал полезным инструментом для стимулирования безопасного вождения. Важно, чтобы водители понимали свое положение и действовали в соответствии с правилами, чтобы извлечь максимальную выгоду из системы.
Помимо КБМ, на стоимость полиса ОСАГО влияют следующие параметры:
Многие водители ошибочно полагают, что стоимость ОСАГО фиксирована и зависит только от страховой компании. На практике — это далеко не так. Существуют законные способы снижения стоимости полиса, и большинство из них напрямую связаны с управлением своим КБМ и параметрами автомобиля.
1. Безаварийная езда
Это главный способ снижения КБМ и, как следствие, стоимости ОСАГО.
Каждый год без ДТП позволяет перейти на более высокий класс водителя и получить скидку. Например, водитель с КБМ 1.00, после года без аварий, переходит на КБМ 0.95 — а это уже экономия.
«КБМ — это ваша “репутация” в страховой системе. Чем она лучше, тем дешевле страховка. Один год без аварий может сэкономить вам тысячи рублей. А 5–7 лет безаварийной езды — это уже почти в 2 раза дешевле полис».
2. Выбор автомобиля с меньшей мощностью
Мощность двигателя напрямую влияет на тариф: чем она выше, тем выше коэффициент.
Если выбирать между машиной на 120 л.с. и 160 л.с., стоимость ОСАГО может отличаться на 20–30%, при прочих равных.
3. Ограниченное количество водителей
Если вы оформляете полис с указанием конкретных водителей, а не «без ограничений», это уменьшает риск для страховой компании и снижает цену полиса.
4. Сравнение предложений разных страховщиков
Хотя тарифный коридор задаётся государством, каждая страховая самостоятельно определяет базовую ставку в его пределах. У одной компании стоимость может быть 7 000 рублей, у другой — 9 800 рублей за тот же набор условий.
Совет: Всегда делайте 2–3 расчета в разных компаниях. Это бесплатно и может сэкономить заметную сумму.
Класс водителя | Коэффициент КБМ | Описание класса | Переход на следующий класс при безаварийной езде |
М | 3,92 | Минимальный класс. Назначается после 2 и более ДТП. | Только при полном безубыточном периоде |
0 | 2,94 | Водитель с одной страховой выплатой за год. | 1 безаварийный год |
1 | 2,25 | Высокий риск. Было 1–2 страховых случая. | 1 безаварийный год |
2 | 1,76 | Повышенный коэффициент после инцидентов. | 1 безаварийный год |
3 | 1,17 | Новый водитель без истории (начальный базовый класс) | 1 безаварийный год |
4 | 1,00 | Базовый класс. Назначается при отсутствии выплат. | 1 безаварийный год |
5 | 0,95 | Первый год без ДТП. Начинается накопление скидки. | 1 безаварийный год |
6 | 0,90 | 2 года без ДТП. | 1 безаварийный год |
7 | 0,85 | 3 года без ДТП. | 1 безаварийный год |
8 | 0,80 | 4 года без ДТП. | 1 безаварийный год |
9 | 0,75 | 5 лет без ДТП. | 1 безаварийный год |
10 | 0,70 | 6 лет без ДТП. | 1 безаварийный год |
11 | 0,65 | 7 лет без ДТП. | 1 безаварийный год |
12 | 0,60 | 8 лет без ДТП. | 1 безаварийный год |
13 | 0,55 | 9 лет без ДТП. | 1 безаварийный год |
С 1 апреля 2025 года вступает в силу новый пересчёт КБМ, и для миллионов водителей это станет либо возможностью сэкономить, либо неожиданным ударом по кошельку. Ключ к экономии — знание своей страховой истории и понимание, как она влияет на тариф.
КБМ — один из важнейших инструментов в системе ОСАГО. Но он работает не изолированно: на цену полиса также влияет регион, мощность автомобиля, возраст и стаж водителя, а также условия оформления страховки. Если управлять этими факторами грамотно — можно каждый год платить всё меньше, даже несмотря на общую инфляцию тарифов.