ОфисыПоиск
Клиентам
Полисы
Бизнесу
Полисы
Контакты
Свяжитесь с нами
Мы на связи 24/7
8 (800) 100-77-55
Заказать звонок
Написать в чат
Мы в соцсетях
ВКОКТелеграм
01.04.202559~ 8 минут

Пересчёт КБМ с 1 апреля 2025 года: как изменится стоимость ОСАГО и как снизить тариф

С 1 апреля 2025 года в России традиционно проводится ежегодный пересчёт коэффициента бонус-малус (КБМ), который напрямую влияет на стоимость полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). Понимание механизма работы КБМ, факторов, от которых он зависит, и способов его проверки поможет водителям эффективно управлять своими расходами на страхование.

Что такое КБМ?

Коэффициент бонус-малус (КБМ) — это показатель, отражающий страховую историю водителя. Он учитывает количество страховых случаев, произошедших по вине водителя, и влияет на стоимость полиса ОСАГО. Чем меньше страховых выплат было произведено по вине водителя, тем ниже его КБМ, и, соответственно, дешевле страховка. И наоборот, частые страховые случаи увеличивают КБМ и стоимость полиса.

Где проверить КБМ?

Проверка актуального значение КБМ с 1 апреля 2025 года осуществляется через сайт НСИС. Для этого необходимо ввести данные водительского удостоверения и другие запрашиваемые сведения. Система предоставит информацию о текущем коэффициенте и классе водителя. Более подробно почитать что такое НСИС можно в нашей статье в блоге.

От чего зависит КБМ?

КБМ определяется на основе следующих факторов:
  • Страховая история водителя: количество страховых случаев, произошедших по вине водителя в предыдущем периоде страхования.
  • Наличие перерывов в страховании: согласно действующим правилам, перерывы в страховании не влияют на значение КБМ.
  • Тип полиса: ограниченный (с указанием конкретных водителей) или неограниченный (без указания водителей).
Базовый, минимальный и максимальный КБМ
  • Базовый КБМ: для водителей, не имеющих страховой истории, устанавливается коэффициент 1,17.
  • Минимальный КБМ: при длительной безаварийной езде КБМ может снизиться до 0,46, что соответствует максимальной скидке на полис ОСАГО.
  • Максимальный КБМ: в случае частых страховых случаев коэффициент может достигать 3,92, значительно увеличивая стоимость страховки.

Изменение КБМ при авариях

Если водитель становится виновником ДТП, его КБМ увеличивается. Например, после одной страховой выплаты класс водителя может снизиться, что приведет к увеличению коэффициента. Чем больше выплат, тем выше КБМ. Важно отметить, что если водитель не является виновником ДТП, его КБМ не изменяется.

Однако, снижение КБМ после аварии – процесс не мгновенный. Повышенный коэффициент будет применяться в течение года, до следующего периода страхования. Только по истечении этого срока, при условии безаварийной езды, КБМ начнет постепенно восстанавливаться.

Следует учитывать, что информация о ДТП и страховых выплатах хранится в единой базе данных Российского Союза Автостраховщиков (РСА). Таким образом, смена страховой компании не позволит избежать применения повышенного КБМ. Все страховые компании имеют доступ к этой базе и обязаны учитывать историю страхования водителя.

Восстановление КБМ до первоначального значения может занять несколько лет безаварийной езды. Поэтому, во избежание увеличения стоимости полиса ОСАГО, рекомендуется соблюдать правила дорожного движения и быть внимательным на дороге.

Условия снижения КБМ

Коэффициент бонус-малус (КБМ) — это система, которая позволяет владельцам автотранспортных средств снижать стоимость страхования, если они ведут безаварийную езду. Система КБМ активно применяется в обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в России.

Как происходит снижение КБМ?

1.Безаварийная езда:

КБМ снижается только при условии, что в течение страхового периода (обычно одного года) водитель не стал виновником аварийных ситуаций. Это означает отсутствие зарегистрированных страховых случаев, по которым была осуществлена выплата.

2.Повышение класса водителя:

Каждый год безаварийной езды водитель повышает свой класс. Классы варьируются от 0.5 до 2.0, где 0.5 – минимальный класс для водителей, которые долго не имели ДТП, а 2.0 – максимальный, который означает высокий риск.

3.Система снижения:

При отсутствии страховых случаев класс водителя может изменяться:

На 1 класс вниз — если у водителя был класс 1.0 и выше.

Например, если у водителя был КБМ 1.0 и в этом году не было аварий, то на следующий год его КБМ составит 0.95.

4.Механизм расчета:

Каждый страховой год безаварийной езды приводит к снижению КБМ, что, в свою очередь, снижает стоимость полиса.

КБМ пересчитывается по следующей формуле, где КБМ прошлогоднего класса делится на указатель понижения, который может колебаться в зависимости от условий страховой компании.

Дополнительные условия

Страховые случаи:

1.Если у водителя произошло несколько страховых случаев, он может потерять класс и платить больше за страховку в следующем страховом периоде.

2.Перенос КБМ:

В случае смены страховой компании, водитель может перенести свой текущий КБМ, но важно иметь соответствующие документы (например, полис предыдущего года) для подтверждения.

3.Временные ограничения:

Необходимые составляющие для корректного снижения КБМ могут также включать, что у водителя есть действующий полис и выполнены все условия предыдущего договора.

Во многом КБМ стал полезным инструментом для стимулирования безопасного вождения. Важно, чтобы водители понимали свое положение и действовали в соответствии с правилами, чтобы извлечь максимальную выгоду из системы.

Другие факторы, влияющие на стоимость ОСАГО

Помимо КБМ, на стоимость полиса ОСАГО влияют следующие параметры:

  • Тарифный коридор: страховые компании устанавливают базовую ставку в пределах, определенных Центральным банком РФ.
  • Мощность автомобиля: чем выше мощность двигателя, тем выше коэффициент.
  • Возраст и стаж водителя: молодые и неопытные водители имеют более высокие коэффициенты.
  • Регион регистрации: в разных регионах действуют различные территориальные коэффициенты.
  • Тип транспортного средства: например, для легковых автомобилей и мотоциклов применяются разные коэффициенты.
  • Количество водителей в полисе: при неограниченном числе водителей применяется повышающий коэффициент.
  • Период использования автомобиля: если автомобиль используется сезонно, можно оформить полис на определенный период, что снизит стоимость.

Как снизить стоимость ОСАГО?

Многие водители ошибочно полагают, что стоимость ОСАГО фиксирована и зависит только от страховой компании. На практике — это далеко не так. Существуют законные способы снижения стоимости полиса, и большинство из них напрямую связаны с управлением своим КБМ и параметрами автомобиля.

1. Безаварийная езда

Это главный способ снижения КБМ и, как следствие, стоимости ОСАГО.

Каждый год без ДТП позволяет перейти на более высокий класс водителя и получить скидку. Например, водитель с КБМ 1.00, после года без аварий, переходит на КБМ 0.95 — а это уже экономия.

Комментарий эксперта:

«КБМ — это ваша “репутация” в страховой системе. Чем она лучше, тем дешевле страховка. Один год без аварий может сэкономить вам тысячи рублей. А 5–7 лет безаварийной езды — это уже почти в 2 раза дешевле полис».

2. Выбор автомобиля с меньшей мощностью

Мощность двигателя напрямую влияет на тариф: чем она выше, тем выше коэффициент.

Если выбирать между машиной на 120 л.с. и 160 л.с., стоимость ОСАГО может отличаться на 20–30%, при прочих равных.

3. Ограниченное количество водителей

Если вы оформляете полис с указанием конкретных водителей, а не «без ограничений», это уменьшает риск для страховой компании и снижает цену полиса.

  • Ограниченный полис — дешевле
  • Неограниченный — дороже минимум на 20–30%

4. Сравнение предложений разных страховщиков

Хотя тарифный коридор задаётся государством, каждая страховая самостоятельно определяет базовую ставку в его пределах. У одной компании стоимость может быть 7 000 рублей, у другой — 9 800 рублей за тот же набор условий.

Совет: Всегда делайте 2–3 расчета в разных компаниях. Это бесплатно и может сэкономить заметную сумму.

Таблица актуальных значений КБМ на апрель 2025 года

Класс водителяКоэффициент КБМОписание классаПереход на следующий класс при безаварийной езде
М3,92Минимальный класс. Назначается после 2 и более ДТП.Только при полном безубыточном периоде
02,94Водитель с одной страховой выплатой за год.1 безаварийный год
12,25Высокий риск. Было 1–2 страховых случая.1 безаварийный год
21,76Повышенный коэффициент после инцидентов.1 безаварийный год
31,17Новый водитель без истории (начальный базовый класс)1 безаварийный год
41,00Базовый класс. Назначается при отсутствии выплат.1 безаварийный год
50,95Первый год без ДТП. Начинается накопление скидки.1 безаварийный год
60,902 года без ДТП.1 безаварийный год
70,853 года без ДТП.1 безаварийный год
80,804 года без ДТП.1 безаварийный год
90,755 лет без ДТП.1 безаварийный год
100,706 лет без ДТП.1 безаварийный год
110,657 лет без ДТП.1 безаварийный год
120,608 лет без ДТП.1 безаварийный год
130,559 лет без ДТП.1 безаварийный год
Примечание:
  • Класс «М» присваивается автоматически после двух и более страховых выплат по вине водителя за один страховой период.
  • При отсутствии страховых случаев КБМ ежегодно снижается на один шаг, начиная с класса 3.
  • При безаварийной езде КБМ может достичь минимального значения — 0.46. Это означает скидку до 54% от базовой ставки ОСАГО.

Заключение

С 1 апреля 2025 года вступает в силу новый пересчёт КБМ, и для миллионов водителей это станет либо возможностью сэкономить, либо неожиданным ударом по кошельку. Ключ к экономии — знание своей страховой истории и понимание, как она влияет на тариф.

КБМ — один из важнейших инструментов в системе ОСАГО. Но он работает не изолированно: на цену полиса также влияет регион, мощность автомобиля, возраст и стаж водителя, а также условия оформления страховки. Если управлять этими факторами грамотно — можно каждый год платить всё меньше, даже несмотря на общую инфляцию тарифов.

Пересчёт КБМ с 1 апреля 2025 года: как изменится стоимость ОСАГО и как снизить тариф
Наш канал в Telegram
Страница была вам полезна?