Страхование автогражданской ответственности сделали обязательным, чтобы в случае ДТП пострадавшая сторона могла без проблем получить возмещение, а виновник – не оказался один на один с необходимостью платить огромные суммы за ремонт чужого авто. К сожалению, многие пренебрегают требованиями закона об ОСАГО и ездят без полиса. Что делать, если вы попали в ДТП, а страховки у виновника нет – читайте в нашей статье.
По данным РСА, число водителей, которые сознательно не оформляют ОСАГО, из года в год остается примерно одинаковым. В среднем по стране цифры не выглядят ужасающими (без страховки ездят не более 9% водителей), но в некоторых регионах ситуация близка к катастрофе: число незастрахованных превышает 60% от общего числа автовладельцев. Самые ответственные водители живут в Москве – в столице всего около 2% незастрахованных. Близко к среднероссийским показателям число водителей без ОСАГО в Тульской, Свердловской, Нижегородской областях (до 7,7%), в «красной» зоне находятся Амурская область, республика Тыва, Дагестан и ряд других — здесь не страхуется более 20% водителей. Критический отказ от ОСАГО в Чечне, Алании, Ингушетии – от 39% до 61% под данным исследования за 2024 год.
И хотя риски попасть в ДТП вообще никак не связаны с наличием ОСАГО у сторон, последствия происшествий, если у виновника нет страховки, могут быть плачевнее. Дело не в объеме повреждений и не в общей сумме ущерба – страховка никак не влияет на структуру ДТП и масштабы разрушений вашего автомобиля, дело в другом:
Вне зависимости от наличия страховки, в случае аварии необходимо сначала убедиться, что жизни и здоровью участников ничто не угрожает, а также позаботиться о безопасности дорожного движения в месте ДТП:
Также можно обратиться в службу аварийных комиссаров. Это специалисты, которые помогут составить схему ДТП, сделать фото, подсчитать предварительный ущерб. Их услуги обычно платные, если только не включены в полис каско – такая опция есть у многих компаний, включая Ингосстрах.
Отсутствие ОСАГО – не обязательно злой умысел. Бывает, что водитель просто не успел оформить страховку на новый автомобиль или забыл продлить текущий полис. Иногда люди дают друзьям или родным машину «на денек» и не заморачиваются добавлением данных водителя в полис – все это просто набор случайностей, который сегодня привел к неприятностям для вас обоих.
Поверьте, второй водитель расстроен не меньше вашего: если у него нет страховки, все расходы по возмещению ущерба придется нести ему самому. Потому некоторые люди на эмоциях могут начать вести себя шумно и даже агрессивно, обвинять окружающих в происшествии или пытаться уехать. Поддерживать нездоровый диалог не надо. Достаточно сказать, что вы готовы к урегулированию и предложить обсудить варианты.
Этих вариантов, как правило, всего два: договориться на месте или вызвать ГАИ. Люди часто выбирают первый способ, если ущерб незначительный. Это помогает сэкономить время и не испортить КБМ – каждая авария ведь повышает стоимость ОСАГО. Более того, вы можете договориться о компенсации после экспертизы авто. Главное, зафиксировать договоренности на бумаге – составить расписку:
Устные договоренности не имеют силы, даже если были достигнуты в присутствии свидетелей. Виновник может передумать, а повреждения – оказаться сложнее и дороже, чем вы оценили на месте ДТП, а потому лучше фиксировать все на бумаге. При наличии подписей двух сторон расписка становится документом, который будет принят в том числе и в суде.
Самое первое, за что виновник ДТП без ОСАГО понесет ответственность, это само отсутствие полиса. 12 декабря 2024 года Государственная Дума России приняла поправки к КоАП, значительно увеличив штрафы за повторную езду без ОСАГО с 800 до 3000-5000 рублей. Более того, скидка за быструю оплату штрафа теперь будет всего 25%, вместо 50%, как было ранее. Далее по ситуации водителя без ОСАГО могут также наказать за все прочие нарушения, которые будут выявлены при разборе ДТП (а штрафы повысили почти за все). Например, водитель может еще заплатить за нарушение скорости (что является одной из самых частых причин ДТП), несоблюдение разметки, отсутствие диагностической карты. Водитель с признаками алкогольного опьянения заплатит за это нарушение и вдобавок останется без прав.
Ну и ключевым последствием станет обязанность возместить ущерб пострадавшей стороне самостоятельно.
Варианта два: досудебное и судебное урегулирование. В досудебном порядке стороны могут действовать самостоятельно или с привлечением юриста. Необходимо провести экспертизу повреждений (стоит пригласить на нее виновника, чтобы не возникло вопросов о достоверности ущерба и оценки), а после – получить выплату с учетом договоренностей и фактического ущерба.
Судебное урегулирование несколько сложнее. Нужно написать заявление в суд, к нему приложить справку о ДТП из ГАИ, фотографии с места происшествия, медицинское заключение в случае причинения вреда здоровью, расчет стоимости ремонта, если была повреждена машина. В расходы можно включить затраты на открытие и сопровождение иска, услуги юриста, эвакуатора и даже моральный ущерб. Помните, что у вас есть три года на подачу заявления в суд, и если виновник долго «кормил вас завтраками», но в итоге так и не оплатил ремонт – составляйте исковое, так шансов компенсировать свой ущерб больше.
Судебные приставы могут наложит арест на имущество и счета должника, а также закрыть ему выезд за границу только по решению суда. Если вы выиграли дело – вот тогда можно получать исполнительный лист и идти к приставам. Если до суда вы так и не дошли, а пытались все решить мирно – приставы вам не помогут.
Специалисты Ингосстраха отвечают на самые популярные вопросы о выплатах при ДТП в сложных случаях.
Отвечать за ущерб будет владелец виновного авто. Правило основано на том, что именно собственник обязан застраховать машину, и если полиса нет, вся вина ложится на него. Если владелец отказывается добровольно компенсировать ущерб, потерпевшему придется обратиться в суд. В суде важно предоставить все доказательства, подтверждающие виновность водителя и расчёт нанесённых повреждений. Как владелец и водитель будут урегулировать вопрос между собой – пострадавшую сторону не касается.
В этом случае оплачивать ремонт будет страховая компания виновника. Механизм ОСАГО рассчитан на компенсацию причиненного вреда третьим лицам, а потому если у пострадавшего полиса нет, единственное ограничение в этом случае – невозможность оформить европротокол. Остальной порядок не меняется, включая правило, что если размер ущерба превышает страховые лимиты, потерпевший может дополнительно взыскать недостающую сумму напрямую с виновника.
Если у того, кто пострадал в ДТП, есть каско, можно использовать этот полис для ремонта пострадавшего авто. При этом страховая, выдавшая каско, в дальнейшем обращается к виновнику для взыскания своих расходов. Таким образом пострадавший просто получает деньги, ему не надо идти в суд и ждать, пока процесс завершится. Более того, если ущерб будет больше суммы покрытия по каско, пострадавший может обратиться в суд для взыскания разницы.
Ингосстрах предлагает все виды полисов для автомобилистов, включая ОСАГО и каско с разных объемом покрытия страховых рисков. Вы можете оформить классический полис каско, мини-каско или просто подключить защиту на случай ДТП со вторым участником без ОСАГО.