В 2024 году Министерство промышленности и торговли России представило обновлённый каталог автомобилей премиум-класса, подлежащих обложению увеличенным налогом на транспорт. В этом списке находятся автомобили, стоимостью свыше 10 миллионов рублей. В текущем году каталог расширился на 68 моделей, среди которых преобладают авто европейского производства высокого класса. Однако значительное место в перечне заняли и несколько китайских авто, в основном, это роскошные электромобили. Мы разбираемся в подробностях, каков будет размер налога за владение такими авто и по какой причине он будет насчитываться не только владельцам указанных в перечне Минпромторга автомобилей.
Министерство промышленности и торговли ежегодно ревизует список авто, попадающих под категорию роскошных, и обнародует его в конце марта, проводя анализ рынка, взаимодействуя с дилерами и производителями, а также оценивая среднюю рыночную стоимость высокоценных моделей для включения их в список.
В этом году каталог расширился до 517 позиций с 449, зафиксированных годом ранее, с преобладанием узнаваемых и заслуживших признание европейских брендов премиум-сегмента (включая BMW, Audi, Mercedes-Benz, Porsche, Land Rover и др.), перешагнувших порог в 10 миллионов рублей. Вместе с тем, список пополнился и новейшими китайскими моделями премиум-класса, большая часть которых электрифицирована.
В обновлённый список роскошных автомобилей, подлежащих обложению повышенным транспортным налогом, были включены такие модели:
Эти автомобили, все из которых являются электромобилями, преимущественно попадают на российский рынок через параллельный импорт. Некоторые из них доступны у мультибрендовых дилеров, однако зачастую их приобретение через брокеров, работающих по 'серым' схемам, оказывается выгоднее. Среди представленных на официальном рынке — только марки Voyah и Hongqi.
Жители Москвы, владеющие дорогими китайскими электромобилями, освобождены от уплаты транспортного налога благодаря действующему в столице налоговому преференцию для электромобилей. Подобные льготы распространяются также в других регионах России, включая Башкирию, Бурятию, Дагестан, Карелию, Забайкальский край, Красноярский край, Кемеровскую и Воронежскую области среди прочих. Однако есть исключения. В Санкт-Петербурге, например, транспортный налог не взимается в первые пять лет владения электромобилями мощностью до 150 л.с. или собранными в странах ЕАЭС. Но люксовые автомобили из списка Минпромторга, обладающие значительно большей мощностью и импортированные из-за границы, не подпадают под эти категории, и их владельцам налог начисляется. Аналогичная ситуация наблюдается в Тюменской, Волгоградской, Калининградской областях, а также на Ямале и в Краснодарском крае.
В дополнение к уже упомянутым льготам, в Севастополе, Курской и Новгородской областях введено ограничение мощности для льготных электрокаров до 200 лошадиных сил. Параллельно, другие регионы предлагают сниженную налоговую ставку, позволяя владельцам электромобилей уплачивать лишь 50% от полной суммы налога, не учитывая коэффициент роскоши, независимо от мощности авто. К таким регионам относятся Свердловская, Сахалинская, Нижегородская области и Хабаровский край.
В то же время, в ряде регионов, включая Ярославскую и Самарскую области, Алтайский край, льготы для электромобилей отсутствуют полностью, и они следуют общефедеральным правилам без каких-либо особых условий для электрокаров. Был проведен анализ, показывающий, каков налог будет начислен за премиальные электромобили в различных частях страны, несмотря на отсутствие специального калькулятора налога от ФНС для этих целей.
Представители Минпромторга неоднократно уточняли, что налог на роскошь не применяется к автомобилям, не включенным в официальный список. Однако на практике обстоят дела иначе: налоговые органы могут пересчитать налоговую ставку, увеличив её в три раза на основании реальной покупной стоимости автомобиля, указанной в договоре купли-продажи. Это создаёт дополнительную нагрузку для владельцев дорогих авто, даже если их машины не попали в актуализированный перечень Минпромторга.
Эксперты отмечают, что количество китайских премиум автомобилей, ввозимых в Россию через официальные каналы, весьма ограничено. Основная масса таких транспортных средств поступает в страну через третьи страны по схемам серого импорта, где в документах может быть зафиксирована запутанная или нечеткая формулировка в описании модели и марки автомобиля. Отсутствие единой системы учета этих автомобилей между таможней, налоговыми органами и Минпромторгом вносит путаницу в процесс начисления налогов.
Эта ситуация усугубляется тем, что Федеральная налоговая служба (ФНС) при начислении налога на роскошь за теоретически не включенные в список Минпромторга автомобили, на практике ориентируется на фактическую стоимость транспортного средства, указанную в договоре купли-продажи. Подтверждением тому служит решение Верховного суда 2022 года, когда владелец автомобиля, не входящего в перечень, пытался оспорить повышенный налог, но суд поддержал налоговую службу и обязал владельца уплатить утроенный налог.
Проблемы, связанные с параллельным импортом и утилизационным сбором, также влияют на стоимость китайских премиум автомобилей. Автомобили, ввозимые по схемам серого импорта, могут иметь в договорах купли-продажи заниженную стоимость, что усложняет точное начисление налогов. Эксперты считают, что Минпромторгу следует тесно сотрудничать с ФНС для более глубокого анализа китайского рынка и учета всех возможных вариаций марок и моделей автомобилей, чтобы предотвратить уклонение от налогов за счет недостоверной информации о стоимости или некорректного указания бренда и модели в регистрационных документах.
При ввозе китайских премиум автомобилей в Россию через третьи страны в документы, подаваемые в таможенную службу, не всегда корректно вносится информация о первоначальной ввозной пошлине, уплаченной в стране первого ввоза, например, в Киргизии. Тем не менее, сотрудники Федеральной таможенной службы России, обладают данными о реальных ценах и ввозных пошлинах на автомобили.
Сотрудничество между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по обмену таможенными данными, важное для прозрачности и эффективности налогового учета, было отложено до 2025 года. Однако, по мнению экспертов, российской таможне такая отсрочка не требуется, учитывая их осведомленность и доступ к актуальной информации о ценообразовании на автомобильном рынке.
В контексте финансовой стабильности регионов возникает дополнительный аспект — возможность отмены льгот для электромобилей в случае дефицита бюджета. Такой сценарий, по мнению экспертов, вполне реален, учитывая, что подобные меры уже были приняты в ряде стран Европейского Союза и в Китае. По словам представителя Российской ассоциации автодилеров, (РАС), это развитие событий может существенно повлиять на рынок электромобилей в России, изменяя условия владения и эксплуатации таких транспортных средств.